Новые аресты по ДТП 4.12. Всех ли задержат люди Бастрыкина?

[vc_row][vc_column][vc_column_text]

Следственный комитет России накануне опубликовал у себя новость о том, что для контроля проводимой проверки по качеству расследования ДТП 4.12, в котором погибли 10 детей, двое взрослых и десяток остались инвалидами, в Югру направлены два очень высокопоставленных руководителя СКР.

Приехавшее начальство – действительно чины не малые. Генералы! Юрий Тетюхин – первый заместитель Главного следственного управления СК России. И Григорий Житенев – руководитель Главного управления процессуального контроля СК России. Т.е. дело по ДТП 4.12 в Югре на месте контролируют так сказать «правая и левая руки» руководителя СК России Александра Бастрыкина.

Что сказать, персоны, изучающие качество проведения расследования впечатляют. Как ИА «Уральский меридиан» рассказывало ранее, у обвинения в суде начались проблемы с доказательной базой по предъявленным обвинениям главному подозреваемого в трагедии Раилю Саитханову. В судебном процессе выяснилось, что оперативная группа не до конца зафиксировала детали, предметы, следы на месте происшествия. В принципе, если называть вещи своими именами – следственно-оперативная группа халатно отнеслась к своим обязанностям, как я считаю.

Дело гаишников из Башкирии

Этому вопросу мною еще будет уделено внимание в других публикациях, а пока вернусь к заявлению СК России.

В нем, в том числе, содержится информация, что по делу о ДТП обвинение в халатности предъявлено двум сотрудникам ГИБДД Башкирии: начальнику отделения Н. Дергунову и инспектору Н. Степановой. Обоим вменяется, что они не внесли в информационную базу информацию о том, что суд лишил Раиля Саитханова прав на управление транспортом за пьянку летом 2016 года.

Из показаний Дергунова и Степановой, находящихся в уголовном деле о ДТП 4.12, ясно, что документы из суда о лишении Раиля Саитханова прав за пьянку сотрудниками ГИБДД Башкирии были получены. Есть в деле и выписка из журнала получения. Но, внезапно, и по не понятным для них же причинам, данная информация в базу не была внесена. В одних показаниях даже фигурирует предположение, что письмо из суда было, но в нём ничего не было. Пустой конверт. В других, что «зашивались» так и не всех внесли.

Следователь задавал сотрудникам ГИБДД Башкирии обязательный вопрос «брали ли они взятку от Саитханова или от кого-то связанного с ним?». Тут только дурак ответит, что брал. Конечно, взяток не брали, ведать не ведаем, не внесли «по запаре», простите нас.

Я конечно, не следователь, но на его месте, проверил бы слова сотрудников ГИБДД, изучив все материалы, поступавшие в тот период для внесения в базу ГИБДД Башкирии. Допустим, за месяц. Башкирия большая, народу много, нарушителей тоже. Можно проверить, действительно ли «зашивались» сотрудники подразделения ГИБДД. А, может быть, там не внесено в базу еще тонна лишенцев и прочих административно наказанных?

Вполне может быть, что халатность сотрудников ГИБДД в Башкирии поставлена на серьезный поток, а «лишенцев» не внесено приличное количество. И не только один лишенец Саитханов совершил после этого смертельное ДТП. Тут есть на что посмотреть, есть, на что обратить внимание. Думаю, поводов для серьезного расследования всей деятельности ГИБДД Башкирии найдётся. Ну не верю я в такие совпадения, что так просто лишенец удрал в Югру на длительный срок «деньгу зашибать» и никто ничего не знает.

Фразы про Раиля Саитханова – «его за это Б-г наказал», «он уже получил своё», – лично мне кажутся неуместными. Странно наказал – жизнями детей? Да и кто тут наказан больше? Родители? За какие такие грехи Б-г собрал три десятка детей в автобусе и подставил их под колеса двух 40-ка тонных грузовиков? Нет, не Б-г это, а, простите, Сатана! Халатность, она в человеке халатность. Выпил – лишили – ходи пешком. Прислали документ на лишенца – внеси в базу. Взял взятку – будьте добры на нары. Плохо расследуешь – иди охраняй супермаркеты. И никак по-другому.

Дергунов уже уволен из рядов ГИБДД, а Степанова отстранена от исполнения обязанностей. Но я бы ожидал глубокого анализа работы этого подразделения с соответствующими выводами, как организационными, так и уголовными.

Дело Саитхановых

Можно отметить, что дело сдвинулось с мёртвой точки. Странно, что следствию понадобился почти год, чтобы расследовать факты халатности Дергунова и Степановой. Ну, как странно… Понятно, что, если бы не жалобы потерпевших и их родителей лично Бастрыкину, все сошло бы на нет. Потому ли следователи 4-го управления СК России с дислокацией в Екатеринбурге тоже халатно отнеслись к своим обязанностям и, будто «кость собаке», бросили первые попавшиеся обвинения, мол, «вот вам виновные и хватит»?

На деле же, как я отмечал в своих статьях, квалификация действий участников ДТП совсем странная. Обоим братьям Саитхановым нужно предъявлять дополнительно «нарушение правил перевозки, повлекшее смерть 2-х и более людей». И, вроде бы, все экспертизы на это обращают внимание. У Раиля Саитханова на «Вольво», на встречке задевшего автобус с детьми по касательной, был неправильно закреплен вездеход, что повлекло его сползание, и, как следствие, он зацепился за остов автобуса, развернул и вышвырнул его под колеса второго грузовика «Скании».

Понятно, что для водителя «Скании», старшего брата Раиля Саитханова – Вадиму, такой поворот был неожиданным. Держал ли он соответствующую дистанцию и имел ли возможность остановить 40-ка тонный грузовик из материалов экспертизы не совсем понятно. Одно только ясно, что при такой погоде братья Саитхановы, перевозя крупногабаритный груз, абсолютно не должны были выезжать на дорогу. Напротив, при ухудшении погодных условий, действия водителей большегрузов должны были быть однозначными – остановка там, где непогода их застигла.

Однако Вадим Саитханов считает иначе.

На допросе в суде он заявил, что, дескать, с чего бы ему нужно было останавливаться на обочине? И то правда. Раилю можно ехать по встречке и лишенным водительских прав, а Вадиму – не останавливаться же, раз ничего не видно.

Но грузовик «Скания», которым управлял Вадим Саитханов, нанёс самые большие травмы и погубил самое большое количество жизней. Удар был такой силы, что разорвал автобус пополам. Медики отмечают, что поступившие дети были без характерных для ДТП переломов позвоночника и т.п. В основном, травмы головы от упавшей на людей разорванной крыши автобуса.

Нарушил ли Вадим правила перевозки грузов? По моему мнению, однозначно, нарушил. Предъявлено ли ему какое-либо обвинение? Нет, не предъявлено. А надо бы.

Дело комитета спорта Нефтеюганска

В заявлении СК России также содержится и информация, что по проверке расследования дела о ДТП 4.12 задержан еще и исполняющий обязанности руководителя комитета спорта Нефтеюганска Александр Комарницкий.

Действительно, по официальной информации, Комарницкий был назначен и.о. комитета нефтеюганского спорта почти за месяц до трагедии. Именно он, со слов директора комитета спорта Нефтеюганска Юрия Рудзинского, находившегося в официальном отпуске на момент трагедии, подписывал документы о направлении 60 спортсменов на соревнования, при том, что финансирование выделили только на 24 человека официальной сборной города. Остальные поехали самостоятельно и за свой счёт.

Бардак в комитете спорта Нефтеюганска

Комарницкий задержан. Это означает, что пока возобновленное следствие проверяет его причастность к трагедии. Она, как мне видится, там имеется. Руководителю комитета спорта подчиняются ведомственные спортивные учреждения, в том числе и спортивный комплекс «Сибиряк», юные спортсмены которого погибли и пострадали в этой жуткой аварии.

Процедура отправки команд на соревнования такова: руководитель спорткомплекса направляет заявку на финансирование поездки спортсменам в комитет спорта города. Руководитель комитета изыскивает средства или соответствующий транспорт. Если этого нет, то он докладывает о ситуации мэру города. Городской голова изыскивает средства либо транспорт. Если этого нет, то пишется заключение и направляется в городскую думу для внесения изменений в бюджет города на выделение средств спортсменам.

Как это происходило в реальности в Нефтеюганске. Всем было, по сути, плевать на то, как, куда и на чем отправятся маленькие спортсмены. Турнир по акробатике числился окружным и открытым, что немаловажно. Т.е. помимо официальных сборных, в нем могли принять участия и спортсмены, не вошедшие в состав городских команд, но прошедшие положенную квалификацию. Полный график подобных соревнований был известен комитету спорта Нефтеюганска. Значит, средства на отправку спортсменов были заранее заложены в бюджете комитета.

Да, суммы были небольшие, недостаточные даже для самостоятельной покупки билетов на рейсовый автобус. Да, специализированного автотранспорта для перевозки такого количества детей в городе Нефтеюганске не было и нет до сих пор. Что делалось властями для того, чтобы это исправить? Ни-че-го! Абсолютно!

Руководитель спорткомплекса «Сибиряк» Ирина Тарасова направила список официальной сборной по акробатике в составе 24 человек в комитет спорта. Им выделили на поездку около 300 рублей. При цене обычного рейсового билета в районе 600.

Чтобы хоть как-то решить вопрос с отправкой детей, тренер Андрей Каленский лично договорился с владельцем рейсового автобуса Сидоруком, чтобы он отвез и привез детей вот за эту смехотворную сумму.

Сидоруку такой рейс однозначно являлся убыточным. Суммы хватало только на топливо. Но, как повелось у нас в стране, предприниматели часто помогают бюджетным учреждениям, тем более, детским. А кто ещё это сделает, если в департаментах и в мэрии плевать хотели на реалии рыночного мира? Их не для того сюда поставили, чтобы подобные вопросы решать, наверное.

Автобус Сидорука отвёз детей из Нефтеюганска в Ханты-Мансийск. А через день забрал обратно.

Пройди эта поездка без происшествий, ничего бы не изменилось. Вернее, если честно, она не изменилась и до сего дня. Детям и родителям только запретили передвигаться на автобусах организованными группами. Возите детей либо на личном автотранспорте, либо группами до 7 человек, либо не возите вообще.

Гаишники, чтобы больше не подставляться, вообще откровенно придираются к качеству автобусов. По полной. Будто бы, полное соответствие автобуса правилам перевозки детей спасло бы их от удара грузовика-нарушителя на встречке. Это вместо того, чтобы выделять автомашины сопровождения. Не хватает людей, говорят.

Не хватает, понимаю. В башкирском ГИБДД тоже, видимо, не хватило. Ну, раз не достаточно сотрудников и нет специализированного автотранспорта, так может внести изменение в законодательство и создать службу сопровождения? Подобные службы сопровождают негабаритные большегрузы. Едет впереди легковая автомашина с щитом «Большая ширина», «Большая высота». Пускай едет такая же, но с надписью «ДЕТИ». Решение? Решение!

Депутатам Думы Югры стоит задуматься о разработке текста такого законодательного акта, который от окружных парламентариев можно внести на изучение в Государственную Думу России.

Дело Рудзинского

Вообще, когда берусь разбирать те или иные нюансы по ДТП 4.12, понимаю, что уместить всё в одной статье невозможно. Слишком много в нашей системе изъянов, слишком много наплевательского отношения властей и должностных лиц к делу. И слишком сложно всё это описать в рамках журналистской статьи. Постараюсь завершить.

Мы остановились на реальной ситуации отправки детей в комитете спорта Нефтеюганска. Как вы помните, деньги на перевозку спортсменов запрашивает спорткомплекс у руководства комитета спорта. Оно их выделяет. Все счастливы.

И вот здесь кроется одно «но». Контроль за отправкой детей-спортсменов лежит на руководителе комитета спорта города. Т.е. на момент ДТП в Нефтеюганске за это отвечал и.о руководителя Александр Комарницкий.

Существует распоряжение того же комитета спорта, в котором указано, каким образом комитетом должна осуществляться перевозка детей-спортсменов и кто за это всё должен отвечать.

[/vc_column_text][vc_empty_space][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=»1/2″][vc_column_text]

Подписано распоряжение в начале 2016 года директором комитета спорта Нефтеюганска Юрием Рудзинским. С этим приказом были ознакомлены заместители Рудзинского, руководители ведомственных спортивных учреждений, ответственные лица.

Как мы видим, с распоряжением ознакомлено большое количество чиновников комитета спорта Нефтеюганска.

[/vc_column_text][/vc_column][vc_column width=»1/2″][vc_gallery interval=»3″ images=»43514,43515,43513″][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_empty_space][vc_column_text]

Но дело в том, что, несмотря на то, что распоряжение имеется, должностные лица с ним ознакомлены, никто не собирался его исполнять. Даже, если взглянуть на Единый календарный план спортивно-массовых мероприятий того же СДЮШОР «Сибиряк» на 2016 год (документы имеются в распоряжении редакции), то после февраля, т.е. с даты подписания распоряжения, дети отправлялись на спортивные мероприятия около 20 раз. И не только в Ханты-Мансийск, но и дальше в Урай и Югорск. Совершались поездки в Новосибирск, Салават и Иваново. Это только по «Сибиряку». А детских школ, подконтрольных комитету спорта Нефтеюганска в городе 4.

На все эти поездки давал добро лично Юрий Рудзинский. Еще помня текст своего распоряжения, что надо обеспечить детям безопасные перевозки, Рудзинский продолжал его нарушать. Он всё так же разрешал отправлять детей-спортсменов на соревнования на чёрти-каких автобусах. Т.е. в комитете спорта Нефтеюганска так было принято. Это было нормально.

Эту же «нормальность» в работе комитета спорта города подтверждает и подпись под распоряжением об организации перевозок детей начальника отдела методического обеспечения Н. Каленской. Она является женой Андрея Каленского, того самого тренера, который договорился с предпринимателем Сидоруком о помощи в отправке детей на своём автобусе.

А внезапно «удачный» уход Рудзинского в отпуск с 07.11.16 по 06.12.16, спас его от участи Комарницкого, которого вчера временно задержали на 48 часов, и, возможно, предъявят ему обвинение в халатности.

Справедливо ли это? Вряд ли. Я не выгораживаю Комарницкого. Я указываю, что Рудзинский сам нарушал и не требовал исполнения от подчиненных ему людей. Это была система в работе департамента спорта Нефтеюганска. Очень интересно, что Рудзинский никуда не ушел после ДТП. Ни в отставку, ни на скамью подсудимых. А ведь есть за что. За то, что систематически, вопреки распоряжениям, требованиям законодательства, подвергал риску жизни детей.

Ходят слухи, которые я не могу утверждать, но которые можно прокомментировать, что Комарницкий на момент ДТП 4.12 не был исполняющим обязанности в комитете. Его об этом попросил Рудзинский, задним числом подделав нужные документы. Слухи, что сказать. Я в это особо не верю.

Но есть одно но. После ДТП, Комарницкий уволился по собственному желанию. И после непродолжительного отдыха, был назначен руководителем спортивного комплекса Югорского государственного университета в Ханты-Мансийске. С точки зрения его предыдущей должности, это повышение. Причем в столице Югры. И как-то уж очень странным кажется мне, что человека, который халатно отнесся к своим обязанностям, после такого резонансного ДТП с гибелью детей, вдруг назначают руководить спортивным объектом в окружном столичном университете.

Не странно ли? Как-то не похоже на правду. Человек с запятнанной репутацией и вдруг уходит на повышение. Или, возможно, правы «слухачи» обращая внимание на это? Может ли быть, что таким образом с Комарницким «расплатились» за лояльность и выгораживание Рудзинского? Если такое возможно, тогда следствию стоит проверить все распоряжения комитета спорта Нефтеюганска за период отпуска Рудзинского. А вдруг там есть его подписи?

Кто еще на очереди?

Понятно, что работа по проверке расследования ДТП 4.12 генералами Бастрыкина только начата. Но пока не видно, чтобы временному задержанию подвергли организаторов перевозок опасного груза – руководителей ООО «Ресурс» и АО «Башнефтегеофизика». Ведь из материалов дела совершенно ясно, что эти две конторы попытались представить следствию документы, выгораживающие нарушение «Башнефтегеофизики».

На это я тоже обращал внимание в одном из своих материалов.

В деле видно, что договор между ООО «Ресурс» и «Башнефтегеофизикой» подписан 6 декабря, тогда как трагедия с участием груза этих компаний произошла 4 декабря. На лицо – попытка выстроить логику, будто бы, организаторы перевозок не при делах.

Почему так? Получили ли следователи 4-го управления СК России с дислокацией в Екатеринбурге что-либо от этих контор, за то, чтобы их вывели из под возможного преследования?

Раз ДТП произошло раньше дат в договоре, можно предполагать, что и документы на перевозку грузов для «Вольво» и «Скании» являются недействительными. На каком основании они были выданы, если договора не существовало? Тоже подделка и по нашим дорогам могут смело разъезжать негабариты с лишенцами за рулём? А ГИБДД Югры будет разводить руками и сообщать, что сотрудникв для сопровождения одиночных детских автобусов не хватает, и, значит, родители виноваты в трагедии сами?

Странно это всё. Очень странно![/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]

Михаил Кокорев/ автор статьи

Журналист, политолог, специалист по работе с имиджем и PR. С 14 лет в телевизионной и печатной журналистике. Основные жанры: политическая и экономическая аналитика, расследования, в том числе, коррупционных проявлений. Резок, критичен, характер творческий. Не женат.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: