ХVII сезон международного фестиваля балета Dance Open стартует уже 2 апреля. В этом году череду спектаклей откроет «Тщетная предосторожность» от Екатеринбургского театра оперы и балета. Как фестиваль встретишь, так его и проведешь: ярко, самобытно, с юмором. Почему бы и нет?
В рамках off-программы ХVI сезона, взыскательная петербургская публика имела возможность пообщаться с худруком Екатеринбургской труппы Вячеславом Самодуровым. И уже тогда – год назад – большинство участников встречи не только были знакомы с нашей «Тщетной», но даже признавались ей в любви. Одна дама – совершенно точно, любитель балета – сказала:
«Поразило соединение постановки и с работами Ван Гога, и с балетом «Консерваторя» Бурнонвиля. Просто чудесно, просто восторг! Спасибо Вам за этот балет и за то, что разрешили нам его увидеть на большом экране театрального музея. Поразил и высокий уровень качества исполнения спектакля. Я думаю, что это огромный труд – вывести труппу на такой уровень исполнения классики.
Вячеслав отреагировал на этот комментарий мгновенно:
«Когда я пришел в екатеринбургский театр, в репертуаре присутствовали почти все названия больших балетов: Лебединое озеро, Щелкунчик и далее по списку. Но мне казалось, что это очень постсоветский театр. Все выглядело несколько устало и бессмысленно. Артисты выходили на сцену, танцевали все то же «Лебединое» и, в общем-то, неплохо танцевали… Но непонятно было – зачем? Потому что спектакль поставили в репертуар? Тогда я посчитал, что нет смысла просить людей танцевать лучше. Если они не знают для чего это делают, то причинно-следственная связь разрушается. Мне хотелось привить артистам интерес к танцу, к эксперименту. Поэтому, когда начал создавать свои первые проекты, решил вообще не трогать классику. Я решил дать возможность труппе от нее отдохнуть, пойти в другом направлении и сменить картину мира. Мне кажется, это сыграло свою роль. Мы даже приняли участие в Уральской индустриальной биеннале. Я вывел артистов из театра, из зоны комфорта. Они танцевали под искусственным дождем в цехе военного завода. В такой ситуации я мог ожидать и саботажа со стороны танцовщиков, но профессионализм возобладал».
Упомянул художественный руководитель и о проекте «Dance-платформа»:
«Этот момент стал переломным для труппы. У артистов был шок от того, что молодые хореографы смотрели на каждого из них, отбирали танцовщиков для своих постановок. Тогда приехали люди, которые и сейчас продолжают успешно ставить спектакли – Константин Кейхель, Владимир Варнава… Они были такие молодые, обаятельные энтузиасты, что увлекли за собой артистов и произошел качественный скачок. Я понял, на этом приобретенном любопытстве можно «строить» все, что угодно. Сейчас нашим танцовщикам интересно двигаться вперед и только поэтому они выдерживают большие нагрузки, только поэтому они готовы работать. Энтузиазм – великая вещь. Знаю по себе, если что-то очень заинтересует, то условия не так важны».
Надо отдать должное хореографу, на встрече он много говорил именно об артистах своей труппы. Прозвучал вопрос с подвохом: «Но в Екатеринбурге нет балетной школы, откуда берете исполнителей?». Вячеслав ответил так:
«Артистов мы берем отовсюду: из России, из-за рубежа. Наш костяк – воспитанники Уфимского, Пермского училища, есть люди из Новосибирска. С миру по нитке, как говорится. Знаете, школа, перфекционизм, качество – это всегда важно. Но когда я работал в Голландии, меня поначалу поражало, что приоритет не всегда отдавали, скажем образно, «танцовщикам Мариинского театра». Таким артистам, у которых хорошее телосложение и чистый танец. Через некоторое время, я понял: важно, чтобы артист обладал энергией. Просто «чистые» и вялые «селедки» – это уже не так интересно. Мне важно, чтобы человек был харизматичным, чтобы в нем чувствовалась жизнь. «Убить» можно любую хореографию, даже самую хорошую. Энергия танца – это качество, которое есть у нас в труппе, оно уже воспиталось. Вчера я стоял за кулисами (во время спектакля «Снежная королева» в рамках фестиваля Dance Open, прим. авт.) и видел, что артисты собрались, в зал, действительно, шел поток энергии».
Все-таки приятно слышать слова похвалы от танцовщика, который и сам выступал на сцене Петербурга, в адрес балетной труппы родного города. Думаю, имеет смысл пойти на public-talk с Вячеславом Самодуровым, который состоится на следующий день, после показа «Тщетной предосторожности». К хорошему быстро привыкаешь.