Арест австрийских подданных и «квасной патриотизм» курганцев

ИА «Уральский меридиан» продолжает серию публикаций о событиях времен Первой мировой войны, которая завершилась сто лет назад, 11 ноября 1918 года.

В те дни в Кургане было не спокойно.

25 июля 1914 года на вокзале станции Курган чинами жандармской полиции был задержан австрийский подданный, назвавшийся чехом по фамилии Горячек, документов, кроме просроченного свидетельства, выданного австрийским консулом, в котором было указано: «Интеллигентный, хорошо владеет русским языком», при нем не было. По словам задержанного, он ехал в новый город «Иртыш» поступать на службу землемера. Горячека препроводили в распоряжение местного исправника и до выяснения личности оставили под стражей.

В самом Кургане по Распоряжению Тобольского губернатора были арестованы и заключены под стражу в арестном доме, проживавшие в городе двенадцать человек германских и австрийских подданных, в числе которых оказались видные члены Курганского общества: доктор Шапиро, техник Брендель, господин Вондрачек, братья Хотовинские, управляющий международной компанией господин Бартц и другие. Все заключенные с этого момент стали считаться военнопленными. 28 августа по Распоряжению губернатора из Кургана в Тобольск были отправлены, ныне ставшие военнопленными: Бартц Вильгельм, Гнаук Аскир, Резенер Конрад, Брендель Эрих, Швензов Федор, Кейль Эдуард, Варнат Николай, Миндрашкевич Павел, Миндрашкевич Владислав, Яглярж Рудольф, где они должны были находиться до окончания военных действий.

Кроме этого, курганский уездный исправник Иконников объявил о том, что у означенных граждан конфискованы и 1 сентября 1914 года в 12 часов дня при Полицейском Управлении будут выставлены на аукционную продажу 10 лошадей, экипажей и упряжи, а также автомобили и тому подобные вещи, отобранные у германских и австрийских подданных. Желающие торговаться приглашались в Полицейское Управление в день торга, где они могли осмотреть продаваемое имущество.

Через несколько дней в газету «Курганское слово» было дано объявление о том, что 5 сентября с 9 часов утра до 9 часов вечера будет производиться прием автомобилей и мотоциклов для военных надобностей у всех жителей города на площади около Троицкой церкви.

5 сентября в Кургане и его уезде была произведена мобилизация автомобилей и мотоциклеток, для нужд армии. На осмотр явилось 15 автомобилей разных величин и фабрик и до 25 штук мотоциклов, при чем изо всего представленного, в наличии оказалось годными для несения военной службы только 4 автомобиля и 1 мотоцикл.

Между тем, для небольшого города с количеством жителей около 24 тысяч человек, возникла еще одна большая проблема – военнопленные. С каждым днем их прибывало все больше. Газета «Курганское слово» сообщала: «3 и 4 сентября в Курган прибыли 3025 военнопленных австрийцев для расквартирования в Кургане. Для расквартирования пленных Управой назначены следующие помещения: в Саманный дом – 100 человек, в электро-театры «Прогресс» – 200, «Лира» – 100, дом Торопова – 100, 1-е Общественное собрание – 200, тюремный замок – 70, дом Черепанова – 30, цирк – 600, ипподром – 100, гостиница Баранцева – 200, дом Бакиновых – 100, дом Корнильцева – 100, помещение Дамского попечительного Общества – 300 и в помещения пивных Кургана – 1000 человек, при чем владельцу «Прогресса» разрешено было заменить помещение театра, другим подходящим помещением, чтобы не остановить функции электротеатра. В числе пленных было 25 человек офицеров, остальные нижние чины австрийской армии».

Конечно, при таком положении вещей, ни о какой культурной жизни в городе не могло быть и речи.

Кроме того, такое количество военнопленных нужно было еще и трудоустроить.

Газета «Новый мир» писала по этому поводу: «Военный Министр приказал военнопленным за все без исключения виды работ выдавать заработную плату. Из заработной платы военнопленных, которая определяется сообразно местным ценам для каждой категории работ, на руки пленным должно выдаваться от 20 копеек, но не более 50 копеек, в зависимости от продуктивности работы, прочая же часть заработной платы, за вычетом всех расходов по содержанию пленного, должна сдаваться предприятиями в доход казны».

Однако, для Кургана пленные были большой обузой. Вот, что писала по этому поводу газета «Курганское Свободное слово»: «Помещение, в котором проживают австрийские офицеры, довольно большое и, оказывается, что городская Управа платит за 30 человек офицеров более 200 рублей, что для города совершенно не выгодно». Кроме того, в статье было сказано о тех удобствах, которыми пленных окружили гостеприимные хозяйки – дамы: «У пленных австрийских офицеров и табак и папиросы были тогда, когда наш раненый, или солдатик сидели месяцами без табаку, а местные дамы к тому же забавляют военнопленных офицеров прогулками и катанием в лодках».

В то время, как большинство жителей города проявляли патриотизм и оказывали посильную помощь, в постигшей Отечество беде, другие продолжали вести прежнюю жизнь, а некоторые предприимчивые граждане еще успевали, что называется «погреть руки» на всеобщем горе. Деятельность таких господ беспощадно «продергивали» в местных газетах.

К примеру, 17 августа 1914 года в газете «Курганское слово» была напечатана статья под заголовком «Аппетиты местных торговцев»: «Много раздается среди курганских отцов города хороших слов и призывов патриотического характера, по поводу постигшего наше Отечество несчастья – войны, об оказании помощи раненым, выдачи пособий семьям нижних чинов и т.д. Между тем, как это не прискорбно, как только началась мобилизация, и не успели еще взятые нижние чины отойти от своих семейств и отъехать от Кургана, как местные торговцы пошли по всему фронту атакой на карманы, оставленных семей нижних чинов. Цены на продукты первой необходимости значительно выросли. Не мешало бы на это обратить внимание отцам города и сказать, зараженным большим аппетитом торговцам: руки прочь от кармана семей нижних чинов и оставшихся здесь граждан». Справедливости ради, надо сказать, что статья возымела свое действие, и торговцам запрещено было повышать цены на предметы первой необходимости на весь период войны.

27 августа 1914 года в этой же газете была напечатана статья под заголовком «Патреоты» (орфография сохранена – прим.ред.), в которой указывалось на неблаговидное поведение руководителей 1-го Общественного Собрания.

«Группа граждан, любителей драматического искусства из трудового класса служащих, решила поставить ряд спектаклей в пользу оборудования в Кургане городского лазарета для раненых воинов, а так как подходящее помещение, как в техническом отношении, так и в смысле сбора, является 1-е Общественное собрание, то представители означенной группы обратились к Совету старейшин с просьбой дачи им помещения на воскресенье 24 августа. Вот, тут-то и сказался весь «квасной патриотизм» почтенных граждан, вершащих дела в Общественном собрании. Совет категорически заявил, что сдать помещение на воскресные дни он не может, так как помещение в праздничные дни дает хороший доход, и, главным образом, от лото, а лишиться этого оно не может, ибо это главный ресурс собрания. Что касается других дней, то и здесь зал оказался сданным. Между тем, группа курганских граждан – любителей была намерена поставить ряд спектаклей и принести этим посильную пользу раненым».

При мобилизации у крестьян курганского округа лошадей для нужд армии тоже возникли некоторые проблемы, например, крестьянин Чесноковской волости Наумов заявил, что во время конной воинской повинности у него была взята лошадь, за которую он получил 190 рублей. И вдруг он узнал, что его лошадь, взятая для военных надобностей, оказалась у члена приемочной комиссии господина Михеева. Наумов заявил об этом властям, а также подал жалобу губернатору и корпусному командиру. Вследствие этого, выяснилась одна характерная подробность: означенную лошадь Михеев ранее покупал у Наумова и давал за нее 500 рублей, но тот не отдал.

У крестьянина Барышникова из Саламатовской волости для военных нужд было взято две лошади, одну из которых он позднее обнаружил у местного волостного начальника.

Но большинство граждан города сопереживали постигшему Отечество горю, желали скорейшей победы и всячески старались помочь.

Фото превью: члены немецкой исторической ассоциации, в одежде немецких солдат, в Первой мировой войне, на исторической реконструкции под Верденом с сайта smolbattle.ru

Татьяна Васильева/ автор статьи

В настоящий момент являюсь заведующей Музеем истории города Кургана, активистом и экспертом Курганского регионального отделения ОНФ, председателем профкома Курганского областного краеведческого музея.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: