Урал Опера Балет Фест. Бриллианты – лучшие друзья балерин?

«Урал Опера Балет Фест». Бриллианты – лучшие друзья балерин?

На прошлой неделе в рамках международного музыкально-театрального фестиваля «Урал Опера Балет Фест» прошла серия выступлений от знатоков изящных искусств. Первым звеном в цепочке познавательных докладов стала лекция «Сокровища российской империи: подарки и частная жизнь балерин XIX века». О том, как не жить на одну зарплату рассказала историк и балетный критик, старший научный сотрудник Российского института истории искусств Ольга Федорченко.

Бриллианты – лучшие друзья девушек. Песня с одноименным названием прозвучала в бродвейском мюзикле «Джентльмены предпочитают блондинок». Случилось это в Америке, в середине 20 века. А вот артисты балета, которые танцевали на сцене Императорских театров в XVIII и XIX веках, такой фразы еще не знали. Но бриллианты и другие драгоценные камни стали для них не только лучшими друзьями, но настоящими «спутниками жизни».

Ольга Федорченко начала свой рассказ с пояснения темы лекции:

«Когда мы говорим о классическом танце, то появляются вполне определенные сравнения. Балет – жемчужина русской культуры, выставка драгоценностей и так далее. Но почему балет воспринимается именно так – через призму драгоценных камней? Потому что это искусство элитарное, искусство, взращённое за счет императорской казны и патронируемое государством. Прежде всего нам нужно понять, что балет – это выражение имперского вкуса и державной позиции. Он родился, когда у государства возникла потребность показать свою мощь и величие».

Балет для государства был средством, а не целью. О духовных потребностях людей, приходивших смотреть танцевальные выступления, думали мало. И основная задача артистов того времени – «сделать красиво» для императора, понравится ему.

Лектор привела пример из века двадцатого:

«Читая мемуары Майи Михайловны Плисецкой, понимаешь: балетные артисты придавали большое значение упоминанию о том, что они принимали участие в концерте для политбюро. Это было чрезвычайно важно и воспринималось, как значимая метка. То же самое чувствовали и артисты XVIII века, когда им выпадала честь танцевать для императрицы или императора».

Балет в России появился при дворе Алексея Михайловича Романова – отца Петра Первого. Он был наслышан о красивой «заморской штучке» – действе, где люди танцуют под музыку. И в 1672 году отдал приказ подготовить и показать ему балетный спектакль. Зрелище, конечно, было частное, исключительно для «своих». И, по словам критика, традиция поощрения артистов балета зародилась именно тогда – после первого же спектакля.

«Царь Алексей Михайлович пожаловал хореографу, который создал постановку, «400 соболёв по 100 рублев». Сейчас эта цифра нам мало что говорит. Но если вдуматься, то это самый высокий гонорар, который получил когда-либо балетмейстер. На Руси соболиная шуба, отделанная бархатом, стоила 70 рублей. А за 8 рублей можно было купить все необходимые материалы для постройки крестьянской избы. И в переводе на современные деньги, это колоссальный гонорар. Он сразу показывает, как высоко оценили балет», – обратила внимание Ольга Федорченко.

В XVIII веке позиции балет тоже не сдал. Если артистки участвовали в празднике, посвященном свадьбе в императорской семье, то им выдавалось по 10 рублей. И сумма эта была в два раза больше годового жалования солдата армии.

Одним из главных событий в истории русского балета нужно считать открытие «Танцовальной Ея Императорского Величества школы» (ныне – Академии русского балета имени Вагановой). О театре говорить было рано, но где-то ведь нужно готовить людей для танцев на балах и празднествах. Труппа, как таковая, появилось значительно позже.

Искусствовед пояснила:

Фото с сайта ассоциации театральных критиков
Критик Ольга Федорченко

«Императоры холили и лелеяли артистов балета. Заработные платы были у них достаточно неплохие. Быть балетным артистом – значило выгодно устроиться. Как правило, танцовщиками становились дети из простых семей и родители, отдав ребенка в балетную школу, с облегчением вздыхали. Им больше не нужно было думать о пропитании своих детей, об их будущем. Ребенок находился на полном гос. обеспечении до самого выпуска из школы – до 16 лет. И ему гарантировалось рабочее место в Императорском театре. После выпуска «согласно талантам» выделялась сумма денег на обустройство хозяйства. В том числе, выпускник должен был купить себе платье, ведь артист Императорских театров – это витрина, он не может ходить в плохих одеждах. Тем, кто занимался неважно, давали 100 рублей, а ученики прилежные получали на экипировку от 300 до 500 рублей. И мы уже понимаем, что это очень большая сумма. Далее танцовщики поступали на работу в театр и с этого момента их жизнь становилась прекрасной. 20 лет они танцевали, получали зар.плату и были на полном содержании. В 36 лет артисты выходили на пенсию, которая, опять же, была гарантирована. Такие средства для жизни мало какая институция предоставляла для не знатных людей».

Как вы уже поняли, танцовщики жили не на одну зар. плату. Как же могли улучшить свое финансовое положение артисты? Какие подарки и почести они получали?

Были награды не материальные, когда императрица – расчувствовавшись – премировала артистов ударением в ладони, что очень высоко ценилось. И пока императрица не прикладывала одну руку к другой, аплодировать никому не позволялось.

Если зрелище увлекало и приносило большое удовольствие августейшим особам, то государыня могла подарить артистке и свои шикарные серьги.

Подарки к бенефисам – это разговор отдельный.

«Мы все знаем, что бенефис – это спектакль в пользу артиста. Но, на самом деле, это не совсем так, -пояснила Ольга Федорченко. -В фонд самого бенефицианта поступала сумма, которая оставалась после оплаты аренды зала, выплаты жалований и музыкантам, и другим артистам. И все равно бенефис ждали. Во-первых, для этого вечера ставили новые спектакли, премьеры. Во-вторых, после бенефиса артисты получали подарок от императора. Это было обязательное явление, предусмотренное этикой взаимоотношений Двора и артистов. Подарок, как правило, был стандартным: перстень с драгоценным камнем или золотые часы для мужчины, серьги или перстень для женщины. Как только артисты получали императорский дар, тут же бежали в ломбард, чтобы его оценить. Обычно подарок стоил около 1000 рублей. Понимаете, каким был уровень дополнительных доходов для артиста балета!»

До 1830-х годов танцовщики получали презенты исключительно от августейших особ. А подарки от аристократической публики артисты балета стали принимать после приезда в Россию Марии Тальони. Итальянской балерине делали множество подношений. Однажды поклонник преподнес артистке корзину с виноградом и ананасами. На первый взгляд, ничего особенно – просто фрукты. Но где-то их нужно было достать! В Петербурге Мария выступала исключительно в зимний сезон и такой подарок был очень ценным.

Главной героиней известной истории, связанной с презентами от публики, является и соперница Тальони – Фанни Эльслер. Критик балета поделилась ею с присутствующими:

«Эта балерина была живая, настоящая, прекрасная артистка. И «подаркомания» публики началась как раз с этой балерины. Ее безумно полюбили в Москве! И во время прощального спектакля – «Эсмеральда» – москвичи вынесли на сцену золотой каравай. Этот каравай открылся и внутри балерина увидела шкатулку с браслетом, украшенным крупными камнями. Минералы были подобраны таким образом, что первые буквы названий складывались в слово: «Москва». И что сделала Эльслер? Она зарыдала.  Для артистки было очень важно показать, что подарок понравился, поэтому в следующем акте она танцевала с браслетом на руке. Более того, в момент, когда Эсмеральда грезит о Фебе, Фанни Эльслер взяла мел и написала не имя возлюбленного, а слово: «Москва». Тут москвичи, конечно, и сами зарыдали. Рыдала Фанни, рыдал оркестр, рыдал капельмейстер. Этот подарок оказался невероятно эмоциональным, таким, который затронул душу».

 Любой знак внимания – показатель особого отношения к артисту. Сегодня в театрах оперы и балета многие процессы идут по-другому. На спектакли приходит не только элита, подарки артистам дарить вовсе не обязательно. Нет и предписания благодарить зрителей за презенты. Тем не менее, когда на сцену выносят букеты цветов, даже мне – зрителю, сидящему в зале – почему-то становится радостно и приятно. Ведь совсем не обязательно приносить в театр миллион алых роз. Одного цветка, подаренного от души, может быть вполне достаточно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ЧИТАТЕЛЯМ:

Читайте самое интересное в нашем ТГ-канале

Присоединяйтесь к нам в других соцсетях

Стали очевидцем события или есть красивые фото и видео...

Присылайте нам в редакцию, где вам удобно!

Написать в редакцию admin@ural-meridian.ru: Сообщить новость

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: