Церковницы. Сербишинские монахини – тайное монашество Урала

Продолжаем рассказывать истории выдающихся женщин-христианок ХХ века. Они были не только в среде столичной аристократии, но и в глубинке, среди очень простых женщин. Например, монахини Сербишинского женского монастыря.

История этого монастыря начиналась обычно для дореволюционного времени. В 1914 году во Введенском Сирбишинском монастыре (Екатеринбургский уезд) проживала 1 монахиня (мать Валерия) и 43 послушницы. Намного интереснее его история в трудном ХХ веке. После революции органы советской власти закрывали монастырь трижды: в 1918, в 1924 и в 1928 годах, но он просуществовал до начала постсоветского времени, а результаты жизни и деятельности этих монахинь ощущаются в уральской церкви до сих пор.

В деле 1935-36 гг. сохранились свидетельства о внутренней жизни монастыря.

Из показаний Бызовой Татьяны Ивановны от 21.08.1935 г.: «…Да, действительно, в д. Сирбишино …существовал нелегальный женский монастырь, где проживало до 15 человек монашек во главе с игуменьей Валерией Григорьевной. Все монастырские порядки и обряды соблюдались тщательно… Помимо того монашки, проживая в общежитиях д. Сербишино, также читали религиозные книги, пели религиозные псалмы и т. д. В группе проживающих монашек существовал определенный монастырский порядок – ходили в черной одежде и стриглись, этого добивались, благословлялись у игуменьи даже тогда, когда пойти на работу, правда, это было не каждый раз, но, тем не менее, такой порядок существовал, и я и сама ходила к игуменье на благословения. Монашки проживали в общежитии в 3 местах – в двух домах купленных ими в д. Сербишино после разгона монастыря в 1927 году и часть жила в сторожке церкви дер. Сербишино. … монашки, проживая вместе в общежитиях, имели общее питание, садили овощи вместе, а также платили государственные налоги сообща. …»

Материалы дела поражают духом спокойной смелости и большим чувством достоинства у арестованных. Из дополнительных показаний Бызовой Татьяны Ивановны от 14/1 1936 года. «Вопрос: Вам известно, что существование нелегальной общины является незаконным? Ответ: Да, я и другие монашки знают, что наш женский монастырь был властями ликвидирован дважды, а поэтому я знала, что существование монашеской общины является незаконным, но, тем не менее, проживали в д. Сербишинской церкви…».

Дело, конечно, шито белыми нитками. Монахини делали именно то, к чему призывала советская власть своих граждан – вместе дружно трудились и имели все общее, казалось бы, идеалы коммунизма показательно воплотились в деревне Сирбишино. Трудоспособные монахини занимались и лесозаготовками, и работали в колхозе, и даже исправно выплачивали немалые налоги. Новой властью они, скорее всего, не были довольны, но, конечно, никакой серьезной агитацией не занимались. Большой натяжкой выглядит их обвинение в контр-революционной деятельности.

Почти до нашего времени сохранялся дом, в котором они жили и совершали тайные богослужения:

Как видно из судебно-следственного дела, всю деревню трясли, как могли, но доносить на монахинь и священника никто не стал. Однако властям необходимо было разогнать монастырь. Завели дело, приговор вынесли 3 ноября 1936 года. Наиболее активные получают по пять лет лагерей. Сёстры обители, не подвергшиеся аресту, уехали в г. Невьянск и несли своё послушание в Вознесенской кладбищенской церкви – единственной открытой для богослужения в годы советского периода в г. Невьянске. Судить о продолжении жизни общины можно по фотографиям 1950-х гг. Монахини поддерживали немногочисленные действующие храмы на севере Свердловской области. Есть свидетельства о поддержке ими тайных священников, молитве и миссионерской деятельности вплоть до 1970-х гг. Им удалось не только сохранить, но и наладить передачу монашеских традиций с помощью тайных постригов, еще живы последние постриженницы. И это единственный монастырь в наших краях, который, как ни старались, но окончательно разогнать так и не смогли.

Выставка «Церковницы. Христианская женственность в ХХ в.» открыта для посетителей ежедневно с 10-00 до 19-00 с 8 марта по 22 мая в выставочном зале Музея святости и исповедничества на Урале по адресу: Екатеринбург, ул. Вали Котика, 13а, 2 этаж. м. Уралмаш. Запись на экскурсии по тел.: 8(965)-54-660-75

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оксана Иванова/ автор статьи

Родилась и выросла в Екатеринбурге. Закончила УрГУ и аспирантуру Академии наук. Бакалавр богословия. С 1997 г. культуртрегер. Автор и куратор более 100 культурных проектов, сооснователь объединения "Культурное событие", создатель Музея святости, исповедничества и подвижничества на Урале в ХХ веке. Редактор сайта "Russian Way. О Русской церкви в ХХ веке". Инициатор общественных компаний, посвященных сохранению памяти о жертвах репрессий.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: