Я флористом стать хочу, пусть меня научат

[vc_row][vc_column][vc_column_text]

Стоишь на перекрестке около театра и нервно притопываешь ногой. Почему-то веришь, что это «шаманское» движение заставит зеленый сигнал светофора зажечься тотчас. Так бывает, когда нужно успеть купить букет цветов во время антракта. Во что бы то ни стало! Ведь Одетта сегодня так хороша! Так хороша, а ты и не ожидала, не подготовилась. Прибегаешь в ближайший цветочный салон, разочарованно смотришь на предлагаемый ассортимент и думаешь: «Кто? Кто тебе мешал заранее подобрать стильную цветочную композицию для любимой балерины?». Только что ты мечтала подарить букет, но теперь сомневаешься, а стоит ли? Покупаешь охапку кустовых хризантем, успокаивая себя мыслью, что эти цветы – долгожители…

Такие ситуации повторялись в моей жизни не раз. И в один прекрасный момент решила: «Хватит! Я сама должна уметь составлять достойные букеты. Такие, какие захочу!». Провела мониторинг курсов флористики, которые предлагали различные фирмы Екатеринбурга, смотрела отзывы клиентов. Но самым эффективным оказался опрос сотрудников салонов, в которых меня никогда не подводили, могли сделать интересную и не обязательно бьющую по карману композицию. Далеко не все с легкостью раскрывали секреты обучения, но если кого-то удавалось разговорить, то, в конце концов, звучало имя Зинаиды Самуиловны Верниковой. И чем больше углублялась в «цветочный мир», тем сильнее осознавала, что практически все профессиональные флористы города обучались именно у нее. Недавно мне удалось встретиться с Зинаидой Самуиловной и расспросить обо всем более подробно.

Первый вопрос был предсказуем и необходим: как и почему флористика выбрана в качестве профессии?

«В 1970 году я закончила среднюю школу в городе Серове и собиралась поступать на биологический факультет УрГУ (Уральского государственного университета – прим. авт.). Меня интересовала вирусология и микробиология, в то время об искусстве флористики я ничего не слышала, – рассказала флорист.  – Поступила, доучилась до 3 курса и когда нужно было выбирать специализацию оказалось, что именно «микробиологию» отменили. Преподаватель уехал в Москву и спецкурс некому было вести. Пришлось выбирать из других дисциплин, и я остановилась на ботанике, как самой «бескровной» из предложенных наук».

Когда Зинаида Самуиловна окончила университет, то по распределению попала в Ботанический сад УрО РАН. В процессе работы она столкнулась с необходимостью каждый год участвовать в подготовке к цветочным выставкам, посвященным Дню Города и другим мероприятиям. Пришлось создавать композиции, не имея специального образования, технологий и материалов. Единственное, чем она располагала – это цветы и растения из Ботанического сада.

«Мне очень понравилось этим заниматься. Сам процесс казался интересным, каждой композиции я давала свое название. И постепенно стала задумываться о том, как бы овладеть искусством флористики, -пояснила моя собеседница. – В конце 80-х – начале 90-х годов, в Москве образовалось всесоюзное общество любителей аранжировки цветов –«Артфлора». Первая плеяда учителей-флористов нашей страны обучалась именно там и я – не исключение. Уже в 1991 году меня попросили вести небольшой ознакомительный курс флористики в Доме Природы и лекции в Ботаническом саду. И через пять лет – в 1996 году – я окончательно поняла, что флористика интересует меня гораздо больше, чем ботаника. Конечно, можно было заниматься и наукой, но искусство уже перевесило. Я ушла из Ботанического сада и стала работать как свободный художник, как флорист».

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_column_text]

В то время голландские цветы понемногу стали появляться и в России, их тяжело было достать, но расцвет флористики уже начался. Многие обеспеченные люди проявляли к ней интерес, заказывали оформление офисов для различных мероприятий. Зинаида Самуиловна была в группе единомышленников, желающих заниматься только флористикой и зарабатывать на этом деньги. Кроме того, она не прекращала и преподавательскую деятельность.

«В 1999 году меня пригласили вести курсы повышения квалификации в Архитектурной Академии (ныне – Уральский государственный Архитектурно-художественный университет-прим. авт.). Я преподавала там десять лет, о чем нисколько не жалею.  Такая работа держит в тонусе и заставляет присматриваться и прислушиваться к законам искусства, к определенным тенденциям. Это дает возможность общаться с другими преподавателями, черпать новые знания из соседних областей искусства и дизайна. Но, к сожалению, были и свои сложности: мало цветов, отсутствие помещения для их хранения… Поэтому в 2010 году я ушла в фирму «Флорина», с которой давно была знакома и плодотворно сотрудничала. По сути, все флористы этой фирмы – мои ученики», – сказала Зинаида Самуиловна.

 Моя собеседница – человек не азартный и соревнования не любит. Тем не менее, в 1994 году она участвовала в конкурсе, организованном сообществом «Артфлора». Зинаиде Самуиловне пришлось это сделать, как говорится, в добровольно-принудительном порядке. В итоге, она заняла первое место по России и третье место в международном зачете. Но успех не вскружил голову, а явился дополнительным стимулом к дальнейшей работе. Зинаида Самуиловна продолжала ездить на семинары и повышать свою квалификацию.

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_empty_space][vc_column_text]

1996 год. З. С. Верникова с доктором школы Икэнобо Мидори Ямада.[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_column_text]

Интересно, любой ли человек может работать с цветами, если будет также серьёзно подходить к обучению?  Есть ли качества, которые обязательно должны быть присущи флористу?

«Во-первых, человек должен любить то, чем занимается. У японцев есть очень хорошее выражение: «Мастер смотрит на материал не как властелин на раба, а как мужчина на любимую женщину, от которой хочет иметь ребенка». И на цветы нужно смотреть с любовью. Нужно видеть красоту в бутонах, листьях, ветках, в любом материале, с которым работаешь. Необходимо бережно с ним обращаться, уметь сохранять, относиться к цветам, как к живым существам. Во-вторых, флорист должен обладать терпением. Это тот «инструмент», который не купишь в магазине, но он обязателен. Без терпения в этом искусстве делать нечего! Флористика предполагает очень много кропотливой, ювелирной работы, которая требует сосредоточенности и полного погружения в предмет. Кроме того, нужно иметь и художественное чутье. Элементарное чувство цвета и гармонии должно быть изначально. Вот эти качества – главные, все остальное можно развить», – пояснила Зинаида Самуиловна.

Говорят, что со временем человек работающий с цветами приобретает новые качества. Он становится более мягким, терпимым и внимательным. Плюсы в работе флориста очевидны многим: приносить радость людям, испытывать творческий подъем во время создания композиции. А есть ли минусы?

«Минусы конечно есть. Флористы все время работают стоя, и не каждый человек может выдержать такую нагрузку на ноги в течение, скажем, 10-12 часов. Мы всегда находимся в прохладном помещении, а значит вынуждены одеваться соответствующе. Не так женственно и красиво, как хотелось бы и это тоже определенная жертва. Наша работа, отчасти, грязная. Нужно мыть всевозможные вазы, чистить цветы, убирать засохшие листья, просто перебирать материал. Кроме того, многие флористы вынуждены общаться с покупателями, поэтому все плюсы и минусы работы с клиентами нам тоже не чужды», – констатировала моя собеседница.

Когда я искала возможность обучения флористике, то сталкивалась с заманчивыми предложениями постичь это искусство всего за три месяца. А некоторые школы пошли еще дальше и сейчас продают он-лайн курсы. Зинаида Самуиловна прокомментировала эти предложения так:

«Я могу сказать однозначно, что научиться флористике за три месяца и даже за полгода – невозможно. За рубежом нет такого понятия, чтобы человек получил профессиональное образование в столь короткий срок. Он может ходить на курсы, но никто не выдаст документ о том, что он профессиональный флорист. Даже если вы посетили определенный набор мастер-классов, то для получения сертификата должны сдать серьезный экзамен. Ведь одних техник создания композиций очень много и требуется время, чтобы их отработать. Человеку можно объяснить, как делается букет, как он связывается, показать на примере. Но понять – не значит научиться. Это всегда вопрос практики! Во многих случаях у организаций нет даже достаточного материала для работы, очень скудный ассортимент цветов и зелени. Я не верю в такое обучение, хотя понимаю, что короткие курсы – это очень выгодно. Постоянно идет ротация, постоянно новые ученики и новый приток прибыли. Те, кто проводит короткие курсы находятся в выгодных коммерческих условиях».

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_empty_space][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_column_text]

2004 год. З.С. Верникова ассистирует голландскому флористу Йохану Мартенсу.[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_column_text]

Зинаида Самуиловна отметила, что во время приема на работу все решает не бумага, а авторитет тех или иных курсов. Работодатель смотрит на то, что флорист реально умеет делать. Правильно ли он ставит цветы в оазис, связывает их, есть ли у него вкус… Бывает, что человек ходит на хорошие курсы, но относится к ним спустя рукава: систематически опаздывает без видимой причины, небрежно подходит к работе. По мнению педагога, такие занятия не дадут хороший результат. Ученик может быть талантливым, иметь прекрасную фантазию, хорошие идеи, но, если в самый неподходящий момент его композиция развалится или цветы погибнут, то все остальное уже не будет иметь значения.

Курс обучения Зинаиды Самуиловны Верниковой длится 240 часов и включает в себя темы, знания которых необходимы для работы современного флориста. Ее ученики владеют даже искусством икебаны и могут собирать оригинальные свадебные букеты типа «Гламели» – рукотворный цветок в форме камелии, собранный из отдельных лепестков гладиолуса. А если вы не любите гладиолусы, то могут предложить на выбор другие варианты: Розамели и Лилиямели.

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_empty_space][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_column_text]Процесс создания букета «Лилиямели».[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_gallery interval=»3″ images=»44134,44135,44136,44137,44138″][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_column_text]

Когда я попросила собеседницу посоветовать определенные цветочные салоны, она ответила, что лучше всего искать не хороший магазин, а именно хорошего флориста. Зинаида Самуиловна не успевает следить за перемещениями своих учеников, так как прежние выпускники давно и успешно работают, а нынешние открывают новые магазины. Она не стала называть конкретных имен, дабы никого не обидеть. Но подчеркнула, что счастлива иметь столько выпускников-энтузиастов.

Но не будем забывать, что даже крепкий профессионал постоянно должен совершенствовать свое мастерство. Этому может способствовать как прохождение мастер-классов, так и просмотр работ других всемирно известных флористов. Чьи композиции могут вдохновить?

Зинаида Самуиловна ответила так:

«Будет звучать банально, но прежде всего я назову имя Даниэля Оста. Это выдающийся бельгийский мастер, отличающийся изумительным чувством меры и вкуса. Он умудрился соединить простоту икебаны с грандиозностью европейской флористики и создавал большие интерьерные работы, не используя лишнего. Вообще вся бельгийская флористика отточена. Она очень чиста и там нет гламура, который сейчас проявляется везде, где нужно и где не нужно. Можно смотреть работы таких флористов как Штеф Адриансенс, Моник Ванденберге, Николь фон Болецки и, конечно, Грегора Лерша. Ориентироваться на любые картинки, опубликованные в журналах, не стоит. Флорист должен уметь смотреть на работы критически».

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_empty_space][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_column_text]

2006 год. З.С. Верникова с учениками.[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_column_text]

По ходу беседы, опытный педагог призналась, что сама больше тяготеет к искусству «икебана», которое не является коммерческим, так как работа в этом стиле делается прямо на месте, она не транспортабельна.

«Чем более минималистична композиция, тем она ближе к моей душе. Очень люблю форма-линейный и скульптурный стиль, в котором используется трансформация листьев. Также мне нравится флористическая бижутерия, поскольку вообще люблю ювелирное искусство. Своим хобби и увлечением внутри профессии я считаю коллаж в технике Фридхельма Раффела. В свободное время занимаюсь именно созданием коллажей без мысли об их продаже. Но если людям нравится, и они покупают, я очень рада!» – сказала Зинаида Самуиловна.

Подводя итог разговору о желании стать флористом, она уточнила:

«Если человек собирается заниматься флористикой, то должен чётко знать, для чего ему это нужно. Хочет ли он просто украшать свой дом, хочет ли он зарабатывать на этом деньги, или ему необходимо выразить себя? Это разные вещи и сочетать их бывает очень сложно. Если он идет работать в магазин, то должен быть готов делать те композиции, которые продаются. Если же он занимается этим как искусством, то нужно либо открывать собственную студию, либо работать как свободный художник, арендуя помещения на несколько часов… Можно и балансировать между этими вариантами, главное – определиться с целью».

Во время встречи Зинаида Самуиловна рассказала не только о педагогической деятельности, но и о последних тенденциях искусства флористики. Также она дала несколько практических советов, которые помогут любому человеку правильно подобрать букет или цветочную композиции. Более подробно об этом вы узнаете в следующем материале.

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_empty_space][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_column_text]

Работы З.С. Верниковой

[/vc_column_text][vc_gallery interval=»3″ images=»44140,44141,44142″][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][/vc_column][/vc_row]

Екатерина Поморцева/ автор статьи

Интернет-журналист. Влюблена в академическую музыку и современную хореографию. Легка на подъем, открыта новому.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: