20 февраля 2019 года Владиславом Пинаевым через сайт Администрации города Нижний Тагил была запущена фейковая новость. При численности Нижнего Тагила 356 800 человек, по словам градоначальника, за период с 5 по 20 февраля в муниципалитет обратилось почти 50 тысяч тагильчан с жалобами на ошибки в квитанциях, выставленных от имени регионального оператора по обращению с коммунальными отходами (ТКО) в Северном АПО ООО «Компания «Рифей» за первый месяц работы (январь 2019 года). Эта информация была широко растиражирована СМИ.
Несопоставимость даже этих данных с населением города, да и сама величина заявленного – 50 000 – это почти седьмая часть Нижнего Тагила (около 15%), включая детей, вынудили ИА «Уральский меридиан» усомниться в достоверности названных сведений и обратиться с редакционными запросами в Администрацию города Нижний Тагил и ООО «Компанию «Рифей».
Как ранее рассказывало наше агентство, с 1 января по 22 февраля по телефону горячей линии регионального оператора со всего «Северного куста» поступило 4378 звонков. По статистике компании, заявки на вывоз ТКО составили 34% от всех обращений, разъяснения по тарифам – 20%, сообщения о неоказании услуги – 8,9%, по заключению договоров – 4,8%, вопросы по графикам, обращения в ЕДДС и другие — менее 2%. По запросу редакции компания уточнила, что по вопросу некорректных сведений при начислении оплату за услугу в Компанию по состоянию на 22 февраля обратилось 1289 жителей территории, в том числе тагильчан – 800. Всего по телефону в компанию обращались 2 883 жителя города с 1 января по 22 февраля. В этот же период на электронную почту регоператора поступило 771 обращение горожан. Около 19% поступивших письменных обращений были о некорректном начислении оплаты за услугу. Таким образом, в компанию с начала года обратилось, по состоянию на 22 февраля, 3 654 тагильчанина. При этом, ООО «Компания «Рифей» с первых дней выставления первых квитанций сообщала о порядке корректировки данных, а также о причинах возможных неточностей и просила граждан с пониманием отнестись к издержкам законодательства, которые не позволили использовать для начисления актуальные базы данных по прописанным горожанам (такая ситуация сложилась практически во всех регионах России, которые перешли на новую схему работы с ТКО).
Вместе с ООО «Компания «Рифей» нами был направлен запрос в Администрацию города Нижний Тагил с просьбой уточнить данные по заявленной главой города цифре. Редакция интересовалась точным числом обратившихся и тем периодом, за который поступили обращения, а также способом их получения (письменная, устная или телефонная форма, через сайт). В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» любые обращения граждан требуют ответа. Редакция переживала, хватит ли у Администрации города сил отвечать на все обращения, если обращения по оплате ТКО не единственные, которые поступают. В соответствии с Федеральным законом от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» редакция рассчитывала получить ответ не позже 1 марта, в недельный срок. Но, видимо, признавать допущенные «неточности» сложно, поэтому ответ получен за подписью Руководителя аппарата Администрации Андрея Ленды только 7 марта 2019 года. В ответе нет точных сведений о количестве обращений, в том числе по вопросам обращения ТКО и квитанциях на оплату. Из всего статистического материала, которые был испрошен в запросе, стало ясно, что с 5 февраля около 20 % письменных обращений касаются темы отходов, 15 % обращений, поступивших через рубрику «Городской контроль», также по этой теме. Подтверждения заявления Владислава Пинаева о 50 тысяч обращений только по квитанциям в ответе не содержится, эта тема в ответе Администрации обойдена.
Новость о 50 тысячах обращений жителей Нижнего Тагила, поступивших за две недели в Администрацию города, не находит своего подтверждения и содержит все признаки новостного фейка, распространенного официальным сайтом города.
Фото превью – Лидия Аникина © ИА «Уральский меридиан»