Всего в каких-то сорока километрах от Екатеринбурга, если считать по прямой, умирает целый поселок почти с двумя сотнями жителей. Островное территориально принадлежит к Берёзовскому городскому округу, но дорога к нему лежит через Асбест. К 2026 году чиновники планируют переселить всех жителей аварийных бараков на «большую землю». В поселке останется лишь десяток частных подворий…
Торф – уже давно «не всему голова»
Многострадальный поселок Островное, самый удаленный и труднодоступный от Берёзовского, к 2026 году может превратиться в дачный поселок. Когда-то он гремел на всю страну. Торф, добываемый в окрестностях, был топливом для Уралмаш-завода. Поселок и построен под нужды Монетнинского торфопредприятия. Раньше из Островного несколько раз в день ходил узкоколейный поезд до Монетного – единственная связь жителей с «большой землей». Но в конце девяностых торфопредприятие разорилось, поезд отменили, пути разобрали, а жители поселка остались жить на «острове» без связи с миром.
Сейчас здесь – уныние и пустота. В школе учатся три ребенка, к ним приезжает десяток педагогов из Асбеста. В детском саду – 0 человек. Ноль. В поселке нет работы от слова совсем. Пытались, конечно, бизнесмены запустить предприятие по производству торфяных брикетов, но бизнес не пошел… Местные работают в школе, единственном магазине по типу «сельпо» и котельной. Зарплаты – чуть больше десяти тысяч рублей.
Если к 2026 году расселят все полугнилые бараки, в населенном пункте останется несколько дачников и с десяток частных подворий. А пока островитяне живут в маленьком коммунальном аду, копят долги и не очень-то хотят переезжать на большую землю. Кстати, в качестве «большой земли» им предлагают поселок Лосиный, который находится на границе с Режевским городским округом.
Дорога жизни
Дорога до Островного от асбестовского Красноармейского, всегда была грунтовой. Но пару лет назад областное правительство решило построить крутую асфальтовую дорогу от Красноармейского до берёзовского Островного – за 234 миллиона рублей. Решило – и построило! Теперь дорога с практически нулевым трафиком радует не только «островитян», но и гостей тупикового поселка. А областные деньги, выброшенные на дорогу, в 2026 году могут превратиться в фантики.
«Вопрос с дорогой активно решается с 2012 года, она была включена в программу дорожной сети Свердловской области, в 2018-м здесь поработали геодезисты, прошла «корректировка». И вот, наконец, принято решение: во втором квартале 2019 года проведен аукцион на строительство дороги протяженностью пять километров… Слава богу, дорогу построили. А то в межсезонье на этой грунтовке мы так застревали, что могли сутками в болоте окапываться… К нам «скорые» отказывались ехать…» – вспоминают местные жители.
О строительстве асфальтовой дороги до Островного говорят несколько десятков лет. Бывший глава Асбеста Андрей Холзаков предлагал даже мост построить через Белоярское водохранилище (хорошо, что не хрустальный), но бурную фантазию никто не поддержал.
Великое переселение
Островное построено в советское время. В основном там – деревянные двухэтажные бараки. Они давно признаны аварийными и по программе переселения должны будут полностью расселены до 2026 года. Однако, не всех осчастливят. В растерянности до сих пор живущие в бараках по договору коммерческого найма: будут ли им предоставлено жилье при сносе домов? В свое время мэр Берёзовского Евгений Писцов сказал по этому поводу: «У государства есть обязанности по оказанию мер социальной поддержки перед определенными категориями граждан: малоимущими, детьми-сиротами, участниками боевых действий… Если будет решение суда по предоставлению права на социальный найм, тогда муниципалитет подчинится ему». А пока – таких решений нет, поэтому коммерческие наниматели «идут лесом».
Жительница Островного Валентина Николаева заявила, что попадает в программу переселения, но как дожить до новоселья, если потолок в квартире протекает и грозит обвалиться, а канализации – 40 лет? Делать ремонт или нет? Мэр, избранный не народом, а депутатами заявил, что дома, подлежащие сносу, не включены в программу капремонта, поэтому придется или самим дыры латать, или переезжать пока к детям до получения нового жилья.
Что останется от Островного после переселения, после того, как все бараки снесут? Практически, ничего. Десяток частных домов, десяток полузаброшенных дач и дорога за 234 миллиона рублей – подарок пенсионерам от губернатора.
«Мы не хотим переселяться в Лосиный. У нас до Асбеста – 15 километров, там магазины, больницы, социальные службы. А в Лосином что? Дворец культуры? Мы не хотим ни петь, ни танцевать! Мы хотим провести свою старость в спокойствии», – бунтуют жители Островного.
С программой переселения из ветхого и аварийного жилья чиновники из Берёзовской мэрии устроили «пятнашки». Есть очередь – из домов и людей. Но сейчас строится один дом для переселенцев в поселке Лосином. В отделе ЖКХ решили «перетасовать» очередь. Те, кто должен переселяться к концу списка, попадают уже в этом году. Почему? Да потому что, по мнению чиновников, квадратура их квартир «вписывается» в новый дом в Лосином. У остальных – квадратура больше, и тогда муниципалитету придется компенсировать «лишние» квадратные метры за счет бюджета. А этого им очень не хочется.
По словам депутатов и чиновников, после переселения и сноса бараков перспектива у Островного – так себе. Скорей всего, будет дачный поселок. Никаких инвесторов сюда не заманить.
Котел новый – кочегары старые
Скоро наступят холода. Этого жители Островного боятся чуть ли не больше всего. Дырявые трубы, дырявая котельная, дырявые бараки. Тариф здесь самый большой в округе, но мало кто платит. Долги за коммуналку у «островитян» – не один миллион рублей. Да и за что платить? За тепло, которое почти не доходит до батарей? За дыры в крыше, стенах дома?
«Котел новый, а кочегары старые и пьяные», считает жительница поселка Нина Конькова, бывший комендант Островного. «Нажрутся там, уснут, уголь не подбросят, а мы мерзнем. Мы, женщины, будем их проверять, а если понадобится, то и… (бить)».
Недавно у «островитян» поменялась управляющая компания. Тем не менее, по словам местных жителей, «они лишнего гвоздя не вбили».
«Зачем им что-то делать, если дома признаны аварийными, нас всех переселят до 2026 года! Зачем крышу чинить, зачем стены утеплять, зачем ржавые трубы менять? Они почему-то думают, что пенсионеры доживут до этого переселения. Но пять лет для нас в таких условиях – это смерть!», – возмущаются местные пенсионеры.
Проблема в поселке и с электричеством. Днем, ночью, летом, зимой – свет гаснет. Бытовая техника – ломается. Чиновники лишь предлагают составлять жалобы в Роспотребнадзор. Мол, они помогут все компенсировать. Но где Роспотребнадзор, а где – Островное?
Свальный грех
Сбор мусора после новой реформы сегодня у жителей не вызывает никаких вопросов. По всему поселку стоят контейнеры, мусор вывозят вовремя. Хотя сорок лет до этого был хаос. Мусор все управляющие компании вывозили в ближайший лес.
За несколько лет на окраине поселка выросла огромная несанкционированная свалка отходов, которую, похоже, никто не собирался убирать. Но в этом году редакция «Уральского меридиана» инициировала уборку самой большой несанкционированной свалки Берёзовского. Мы попросили регионального оператора «Спецавтобазу» очистить лес от мусора. На наш призыв и угрозы «Спецавтобазы» откликнулись Берёзовское лесничество и арендатор лесного участка. Сейчас свалку вывозят, а лесной участок – рекультивируют.
Следите за новостями ИА «Уральский меридиан» в нашем ТГ-канале.
Фото превью: Сергей Стуков © ИА «Уральский меридиан».