На Урале восстановлено всего 40 процентов лесов от плана

На Урале в 2021 году лесовосстановление запланировано на площади 81 350 гектаров. Сегодня оно выполнено на 40 процентов от плана на год. Одна из причин - "лесовосстановительная ложь".

В регионах Большого Урала в 2021 году лесовосстановление запланировано на площади 81 350 гектаров. На сегодня оно выполнено на площади 32 668 гектаров, что составляет 40 процентов от плана на год.

Как сообщает пресс-служба Рослесхоза, на территории УрФО в 2021 году согласно федеральному проекту «Сохранение лесов» плановый показатель «Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений» должен составить 79,8 процента. На сегодня данный показатель достигнут Челябинской областью и Ямало-Ненецким автономным округом. В целом по УрФО он пока составляет 41,3 процента.

Наибольшие объемы лесовосстановления традиционно предусмотрены в Свердловской области (более 28 тысяч гектаров, на сегодня работы выполнены на площади 13 664 гектара, то есть на 48 процентов от годового плана) и Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (более 33 с половиной тысяч гектаров, работы выполнены на площади 7 695 гектаров, что составляет 23 процента). В остальных регионах объемы значительно меньше, поэтому процент выполнения выше.

Например, в Курганской области лесовосстановление выполнено на 2 525 гектарах из запланированных 4 585 гектаров, то есть на 55%. В Тюменской области лесовосстановление выполнено на 5 414 гектарах из запланированных 7 232 гектаров, то есть на 67%. В Челябинской области лесовосстановление выполнено на 2 627 гектарах из запланированных 3 327 гектаров, то есть на 79%. На Ямале лесовосстановление выполнено на 742 гектарах из запланированных 4 094 гектаров, то есть на 18%.

Как отмечают в Рослесхозе, в УрФО заготовлено 8 740 килограммов семян лесных растений. Это 83 процента от плана на год.

Официально лесовосстановление в России ежегодно проводится на площади около миллиона гектаров. Это значит, что официально лесовосстановление проводится почти после всех сплошных рубок – их площадь в нашей стране как раз и составляет немногим более миллиона гектаров в год.

Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России, считает, что с воспроизводством лесов у нас все очень плохо, за исключением разве что отдельных небольших регионов в малолесной зоне (где принято обращаться с лесом бережнее, и есть на это деньги), или отдельных наиболее добросовестных арендаторов.

«Статистика говорит, что лесовосстановление у нас проводится почти на всей площади сплошных рубок, как этого требует законодательство, а в реальности лесовосстановление дает сколько-нибудь значимые результаты только на первых процентах от этой площади, почти исключительно в регионах малолесной зоны» – считает Ярошенко.

По словам представителя Гринпис России, лживая статистика по лесовосстановлению формирует у высокого лесного начальства, нередко знающего лес лишь на уровне школьных учебников и впечатлений от поездок на охоту и шашлыки, ошибочное представление о том, что с воспроизводством лесов у нас относительный порядок. Что надо только подрегулировать отдельные тонкости и привнести что-нибудь современное и высокотехнологичное – и тогда все будет совсем хорошо.

«Отсюда и берутся такие ложные цели, как доведение лесовосстановления к 2024 году до 100% от площади вырубленных и погибших лесов (в нацпроекте «Экология»), или доли посадки лесных культур сеянцами с закрытой корневой системой до 20% к 2022 году (в Правилах лесовосстановления). А нужно на самом деле совсем другое: не раздувать до неприличия липовые показатели официальной статистики, а понемногу увеличивать площади, на которых все делается хорошо и правильно. Вместо дальнейшего увеличения площадей «бумажного» лесовосстановления и гораздо более дорогого втыкания сеянцев с закрытой корневой системой (которые при низком качестве работ и отсутствии последующего ухода все равно погибнут) – нужно понемногу увеличивать долю площадей, на которых достигается в конце концов реальный результат», – уверен Ярошенко.

Все сегодняшнее лесовосстановление – это лишь хитрая статистика. Якобы, срубил гектар, а после этого на этом гектаре посадил сеянцы. Дальше вырубка оставляется на произвол судьбы – и это, при правильно оформленных бумажках, тоже будет лесовосстановление.

«Лесовосстановление в понимании действующего российского законодательства – это всего лишь самое начало процесса воспроизводства лесов. Независимо от того, каким образом на вырубке появляются ценные молодые деревья – в результате посадки, посева, сохранения подроста или естественного возобновления – для того, чтобы из них сформировался ценный молодой лес, за ними нужно ухаживать на протяжении первых примерно полутора-двух десятилетий. Ухаживать – это значит освобождать от конкуренции сначала с бурно разрастающимися травами и кустарниками, а потом и с порослью так называемых «пионерных» деревьев (например, осины), и разреживать до оптимальной густоты», – считает Алексей Ярошенко.

По факту же, после высадки сеянцев делянку бросают уже на второй год. Так делают почти все лесоарендаторы. Пожалуй, исключением являются лесные питомники, за которыми ухаживают представители лесничеств. Но и там бывают неприятные казусы.

Недавно мы писали о том, как в питомнике Берёзовского лесничества гонщики уничтожили несколько сотен сеянцев сосны и ели. Питомники ГКУ СО «Берёзовское лесничество» – одни из самых крупных в Свердловской области. Половину посадочных площадей региона занимает посадочный материал из Берёзовского. Из 30 лесничеств Свердловской области – половина обеспечивается берёзовскими сосной и елью.

Следите за новостями ИА «Уральский меридиан» в нашем ТГ-канале.

Фото превью: ГКУ СО «Берёзовское лесничество»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сергей Стуков/ автор статьи
Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: