Крепкие нити православия соединили Францию и Урал | Уральский меридиан

Крепкие многовековые нити соединяют Екатеринбург и Париж в спектре православного христианства, ошибочно думать, что эта конфессия охватывает только Россию и близлежащие государства. Символ веры звучит и во Франции благодаря переехавшим в Париж философам, мыслителям, дворянам и монашествующим. Об этом ИА «Уральский меридиан» рассказал пономарь и чтец храма во имя святителя Иннокентия Московского (Екатеринбург) Алексей Рыжков, окончивший Русскоязычное отделение Свято-Сергиевского богословского института в Париже.

После Октябрьской революции и распада империи на территории России наступили богоборческие времена, рушились храмы, разными, самыми жестокими, методами религиозное мировоззрение искореняли пришедшие к власти большевики. Спустя 70 лет христианство стало возвращаться на русскую землю. А что происходило в Европе, где атеизм не был государственной религией, там, где оказались эмигрировавшие исповедники? Как вехи истории отразились на духовной жизни вынужденных переселенцев?

Как возник Сан-Серж

«Всем известен термин «Философский пароход», их было два. В 1922 году на этих пароходах и были высланы будущие эмигранты», – начал исторический экскурс Алексей.

На лазурный берег отправились Николай Бердяев, Владимир Лосский (основал в Париже храм в честь святой Женевьевы Парижской в помещении бывшего гаража), отец Сергий Булгаков, святая мать Мария (Скобцова), Пётр Струве, Трубецкие, Иван Ильин, Лев Зандер, Василий Зеньковский, Александр Безобразов.

«Так под омофором митрополита Евлогия (Георгиевского), а в 1921 г. под его омофором оказались русские  православные приходы Франции, создается Свято-Сергиевский богословский институт в Париже», – рассказал Алексей.

В Париже оказался и Антон Карташёв – наш земляк (родился в Кыштыме), который в своей юности проходил обучение в Екатеринбургском духовном училище (1888), после чего учился в Пермской духовной семинарии (1894) и Санкт-Петербургской духовной академии, был обер-прокурором Священного Синода, далее – замечательный профессор церковной истории, преподававший в Сан-Серж в первые годы его основания.

«Институт находится в 19 округе Парижа на улице Кримэ (Крыма). В бывшей лютеранской кирхе в 1925 году был освящен храм в честь преподобного Сергия Радонежского, и там же устроен богословский институт, это место называют «русским островком» в Париже», – рассказал екатеринбуржец.

Алексей подчеркнул, что профессор и богослов Антон Карташёв – одна из связующих нитей между православием на Урале и во Франции.

Крепкие нити православия соединили Францию и Урал

В разные годы Сан-Серж выпустил известных русскоязычных православных богословов: отец Александр Шмеман (в этом году мы празднуем 100-летие со дня его рождения, уточнил Алексей Рыжков), отец Николай Афанасьев, отец Иоанн Мейендорф, отец Георгий Флоровский. Кроме того, институт стал альма-матер иерархов и церковных деятелей для разных стран мира.

«В том числе и был Антиохийский патриарх Игнатий 4», – добавил наш собеседник.

Институт, поясняет Алексей, явился центром Православия в Западной Европе и дал свои плоды. Деятельность учреждения и его профессоров познакомила западного человека с православием, с его Восточным богословием.

«Благодаря отцу Александру Шмеману, который явился двигателем «Сакраментальной Екклезиологии» (Евхарестической екклезеологии), после обучения в Париже отправившегося проповедовать и возглавлять Свято- Владимирскую семинарию в Нью-Йорке, церковь потихоньку становится не присутствующей, а причащающейся», – добавил Алексей.

Он пояснил, что в течение некоторого периода проявился литургический кризис, прихожане только присутствовали на богослужениях, а к священному таинству евхаристии приступали раз в год. Сейчас литургии совершаются еженедельно и по праздникам. Службы проходят византийским обрядом, могут использоваться кроме славянского, французский и греческий языки.

Как проходят православные праздники в Европе

Алексей рассказал, что православные в Западной Европе более свободны с календарём, так, например, есть Русские приходы, которые празднуют Рождество 25 декабря вместе с представителями католицизма и протестантства, потому как большая часть православных Поместных церквей живет по ново-юлианскому календарю.

«Это, в основном, выбирает община», – пояснил собеседник.

Кроме того, раз в месяц православные служат молебны в Нотр-Дам-Де-Пари, где хранится терновый венец Иисуса Христа.

Пасху все православные празднуют в одну дату вне зависимости от страны их проживания.

«Сан-Серж – это большая православная семья, в которой нет ни эллина, ни иудея»

Этот перефраз апостольского послания служит своеобразным девизом «Русского островка» в Париже.

«Сейчас в институте есть очная, дистанционная и заочная форма обучения, а также Русскоязычное заочное отделение, на котором я и учился, познакомился с замечательными людьми, профессорами и студентами, которые приезжали на сессию из разных концов мира. С которыми и до сих пор поддерживаем теплые отношения», – поделился Алексей.

Кроме того в Сан-Серже есть бакалавриат, магистратура и докторантура, пономарь Иннокентьевского храма окончил за 3 года четырёхгодичный курс бакалавриата.

Крепкие нити православия соединили Францию и Урал
Фото: Алексей Рыжков

Преподают на отделении протоиерей Николай Чернокрак, секретарь института, ученица отца Александра Шмемана по Нью-Йорку Лиля Колосимо (ее супруг известный богослов Жан-Франсуа), профессор и яркий проповедник отец Георгий Ашков (автор книги «Духовническая дисциплина позднего средневековья на Руси»), отец Андрей Лосский, Михаил Озерецковский, княжеский потомок Дмитрий Шаховской, отец Владимир Ягелло (автор книги «Воспоминания. Два поколения русской эмиграции 1920-2020»).

Крепкие нити православия соединили Францию и Урал
Фото: Сан-Серж/официальный сайт
Крепкие нити православия соединили Францию и Урал
Фото: Сан-Серж/официальный сайт
Крепкие нити православия соединили Францию и Урал
Фото: Сан-Серж/официальный сайт

За три года обучения в Сан-Серже Алексей Рыжков провёл в Париже, в общем, около 3 месяцев.

«Семья Сан-Сержа очень дружная и мы помогали друг другу, вместе готовились к экзаменам, а завершали сессию в хорошей компании профессоров и студентов. Учась во Франции, знакомишься с православными из разных стран. С их традициями, а это живой опыт общения с нашими братьями и сёстрами, это опыт живого Православия», – поделился служитель храма Иннокентия Московского.

Выпускником Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже он стал в 2020 году, правда, выехать на торжественное вручение дипломов он не смог из-за разразившейся пандемии.

«Конечно, я расстроился, хотелось со всеми увидеться, помолится на Литургии и получить диплом, но на все воля Божья! Нам нужно научиться жить и служить в новых обстоятельствах», – подытожил Алексей.

Один из профессоров института протоиерей Георгий Ашков выпустил актуальную статью «Богословие карантина» и великие антиномии веры», к которой он рекомендует обратиться в связи с темой коронавируса и появившихся ограничений.

Храмы и соборы Парижа

Столица Франции может похвастаться несколькими православными храмами и соборами.

«На улице Лекурб стоит маленький храм в честь преп. Серафима Саровского, в котором мы служили во время сессий, – вспоминает Алексей,- Активно действует Храм в честь святой Женевьевы Парижской, современный храм в честь святой Троицы на набережной Бранли (в народе называют Купола) и многие другие. Есть много православных храмов разных юрисдикций, не только русских».

Ещё одной связующей нитью с Уралом служит собор Александра Невского на улице Дарю в 8-м округе. Его освятили в 1861 году, сейчас это – кафедральный собор Архиепископии Русских приходов в Западной Европе. Этот собор архитектурно схож с храмом во имя того же святого в Нижнем Тагиле, его строили всем миром с 1862 по 1877 годы. В советское время, по словам старожилов, службы проходили там до 1936 года, потом остались только стены.

«Все образа в церкви были выполнены тагильским живописцем В.П. Худояровым. Бесспорно, своей символикой и художественными особенностями такой иконостас производил на прихожан неизгладимое впечатление», – рассказали о храме в Нижнетагильской епархии.

Возрождение началось в 1988 году, через год церковь освятил архиепископ Екатеринбургский и Курганский Мелхиседек (Лебедев).

В 2021 году в честь 100-летия со дня рождения о. Александра Шмемана, по благословению владыки Феодосия, правящего епископа Нижнетагильской епархии, 12 декабря прошла встреча со студентами и выпускниками миссионерских курсов на тему Русского Зарубежья и памяти о. Александра. Там выступал и Алексей Рыжков.

Евхаристия в Париже

«Русский островок» во Франции продолжает принимать заблудших в море терзаний, православные верующие служат литургии еженедельно, на сайте собора святого благоверного князя Александра Невского службы транслируются в прямом эфире.

Крепкие нити православия соединили Францию и Урал
Фото: Сан-Серж/официальный сайт

В храме преподобного Сергея Радонежского в доковидные времена  насчитывали 70-80 причастников, среди прихожан храма святой Женевьевы Парижской в евхаристии участвовали 40-50 парижцев, больше всего верующих принимают таинство в храме преподобного Серафима Саровского – до 150 человек. Так, православная вера продолжается в Европе после тяжких испытаний, выпавшим на долю России и её сынов.

Следите за новостями ИА «Уральский меридиан» в нашем  ТГ-канале.

Фото превью: Алексей Рыжков

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: