Жительница уральской глубинки создала в своём доме музей марийской культуры

В селе Юва, что в Красноуфимском районе Свердловской области, Розу Андрееву знают все. Впрочем, не только в Юве. Чистокровная марийка, рукодельница, мама троих дочерей - Роза Ярмиевна всю свою жизнь прожила в родном селе, посвятив себя своей семье и творчеству. Своей национальностью женщина очень гордится и всеми силами сохраняет родную культуру.

В селе Юва, что в Красноуфимском районе Свердловской области, Розу Андрееву знают все. Впрочем, не только в Юве. Чистокровная марийка, рукодельница, мама троих дочерей – Роза Ярмиевна всю свою жизнь прожила в родном селе, посвятив себя своей семье и творчеству. Своей национальностью женщина очень гордится и всеми силами сохраняет родную культуру.

Роза Ярмиевна Андреева родилась в Юве в 1953 году. В селе проживают люди разной национальности. И все же Юва, скорее, марийское село. Марийцев здесь много, и почти в каждой семье родная культура сохраняется через творчество. Кто-то шьет марийские костюмы и устраивает в них марийские танцы, кто-то продвигает свою культуру в соцсетях, а Роза Ярмиевна создала в селе целый музей марийской культуры.

Фото: Юлия Шарапова
Фото: Юлия Шарапова
Фото: Юлия Шарапова

Родители Розы – простые совхозники. В семье воспитывалось четверо детей – две дочери и два сына. Сестра Наташа, по словам женщины, была очень старательной и смышленой. Родители постарались дать ей высшее образование – мама, Татьяна Гавриловна, даже пошла работать кочегаром. Сестра окончила педагогическое училище с красным дипломом, а затем поступила в пединститут, который также закончила с отличием. «Наталья – заслуженный учитель России, – с гордостью говорит Роза, – А мы, остальные, получили простые профессии».

Семья жила скромно. Мама шила детям одежду из вещей своего старшего брата, Николая Гавриловича. В то время он был директором совхоза. А еще она вязала шапки, шарфики, варежки, свитера и гамаши. Именно мама привила Розе Ярмиевне любовь к рукоделию. Ну и, конечно же, марийские традиции и обычаи в семье прививали с самого детства.

«Дома разговаривали только на марийском языке. В школе и в садике – по-русски. В соседях жили русские семьи, и мы ещё маленькими свободно разговаривали на русском», – поделилась с ИА «Уральский меридиан» Роза Ярмиевна.

Вместе с семьей Розы жила их бабушка, папина мама, Сяйлян. Она носила только марийские костюмы и рассказывала своим внукам марийские сказки.

«Вечерами приходили её подружки и, усевшись возле печки, открывали печную вьюшку и закуривали трубки. Сидя возле печки, рассказывали нам всякие страшилки, пели марийские песни, тут же пряли, вышивали, вязали. Я застала ещё то время, когда вечеровали при лучине. Электричество в Юве появилось в 1961 году», – рассказала Роза.

Женщина знает все марийские обычаи и традиции. Например, в прежние времена, заколов скотину на мясо, хозяева приглашали соседей на застолье. Мясо варили, выкладывали в большой эмалированный таз и выставляли на середину стола, угощали детей и взрослых. После трапезы сельчане вели разговоры о жизни, работе, детях и делились планами на будущее…

Дома строили всей деревней: делали срубы, выкладывали фундаменты. Все этапы строительства проводились, что называется, всем миром – соседи, родственники, односельчане – люди безвозмездно помогали друг другу. По-другому и не знали, как…

В те времена печи в домах были глинобитные. Женщины собирались вместе и били глину толкушками. Эти печи были очень крепкие.

«При заборе скотины брали кровь, кишки, требуху. Делали кровяную колбасу, начинку для пирожков. Мы до сих пор так делаем и научили этому старшую дочь. А когда телилась корова, из первого удоя стряпали шанежки. И, не дай Бог, уронить крошку от шанежки! Стращали, что тебя забодает бычок. Также пекли пирожки из черемухи, свеклы, моркови, черемши. Любимым блюдом марийцев считается паренки из репы», – поделилась женщина.

Больше всего из праздников Розе запомнился Шорык йол или Васли кугыза пайрем. Он празднуется в январе месяце. По улицам и домам ходили ряженые: дома варили пельмени и выставляли для них угощения на стол.

«Наш папка тоже ходил ряженым. Мы, ребятишки, созерцали эти сцены с полатей (ред. – лежанка, устроенная между стеной избы и русской печью)».

В 1971 году Роза Ярмиевна вышла замуж за своего супруга Якова Ивановича. Спустя два года у них родилась дочь Татьяна, через пять лет – Ольга, а спустя еще 7 лет – Ирина.

Муж Розы по национальности удмурт. Он во всем поддерживает свою супругу и помогает ей. Старшая дочь Татьяна живет в Юве, работает продавцом. Средняя дочь Ольга живет во Франции, она бухгалтер. А младшая дочь Ирина работает технологом в Екатеринбурге.

«В 2018 году мне посчастливилось побывать во Франции. Месяц гостила у дочери. Возле Эйфелевой башни наблюдала такую картину: две африканки фотографировались в национальных костюмах. Я подошла поближе и рассмотрела – ткань синтетика. Я наш костюм зауважала. К сожалению, свой костюм я туда не возила…», – рассказала Роза.

В 25 лет женщина начала вышивать картины крестиком. Вышивала на мешковине нитями из распущенных вещей. Картины были большие, с человеческий рост, и поменьше. «Ромео и Джульетта», «Утро в сосновом бору», «Итальянский полдень», «Лунная ночь», «Алёнушка», «Цыгане»… Роза вышивала различные натюрморты, иконы, всего – около 70 картин. Женщина участвовала с ними на выставках и занимала там призовые места.

Фото: Юлия Шарапова

Первую куклу Роза одела в национальный марийский костюм в 2001 году. Она подарила ее на открытие Дома-музея. За это время женщина одела порядка 100 кукол и 80 домовых.

«Домовых и в русских, и в марийских, и в татарских костюмах продавала. Кто занимается творчеством, тот знает, что любое творчество без денежных затрат не обходится», – отмечает Роза Ярмиевна.

Фото: Юлия Шарапова

Первое марийское платье женщина сшила в 2003 году. Мама оставила ей пять марийских платье, сшитых по старинке.

«Я решила сшить себе платье с современными лентами и тесьмой. Положила перед собой одно из них и, копируя технику, начала шить. За все это время я сшила и реставрировала около 45 платьев и мужских рубах. Много сшила передников, сплела около 30 марийских нагрудников (йага). Сейчас их не плету, не хватает времени. Да и зрение подводит», – отмечает Роза.

Свой первый музей женщина обустроила на своей веранде. Подруги, односельчане, знакомые приносили ей старинные наряды. В первом музее было около 100 экспонатов: платья, передники, головные уборы. А 11 марта 2020 года, когда началась пандемия коронавируса, в семье Розы случилась беда – произошел пожар. Сгорело все: Роза с мужем буквально остались в одних футболках, шортах и носках.

После пожара сохранилась лишь рубаха мужа. Пришлось постепенно восполнять бесценную утрату. По словам Розы, чтобы восстановить все, всей жизни не хватит… Несмотря на это женщина продолжает шить, вышивать и усердно пополнять свой музей все новыми куклами и нарядами.

«Первые дни было тяжело морально. 1,5 месяца жили у старшей дочери Татьяны с зятем. Спасибо детям, сестре, племянницам, родственникам, односельчанам и просто неравнодушным людям, которые помогли нам тогда. Отдельное спасибо Натальинскому потребобществу за материальную помощь. Даже свердловчане помогли материально, коллеги младшей дочери Ирины. Мир не без добрых людей! Помогли, кто чем может. В апреле купили дом с двумя верандами. На одной из них я вновь оформила музей», – рассказала Роза.

Ее музей – двойного направления. В нем представлены марийская национальная одежда и ручное прикладное искусство русских женщин.

«Вещи привозят из других сел и деревень. Недавно поменяла кое-что с женщиной из Марий Эл – она прислала мне платья луговых марийцев. Появились у меня и наряды башкирских мариечек. Мне это интересно. Люблю марийскую одежду и вышивку. Это же один из сложнейших по созданию костюмов в мире – соткать, вышить, сплести, сшить… Наш марийский народ очень трудолюбивый. Все больше убеждаюсь в этом, глядя на марийские наряды».

Фото: Юлия Шарапова

Кукол Роза тоже шьет сама, безликих. Одевает женщина и фабричных кукол. Ее цель – показать, каким был старинный марийский наряд.

«Радуюсь – чем старее тряпочка, тем ценнее она для меня», – подмечает женщина.

Фото: Юлия Шарапова
Фото: Юлия Шарапова
Фото: Юлия Шарапова

Начиная с 1995 года Роза Ярмиевна каждый год представляет Ювинское подворье на областном празднике Ага-пайрем, Дне района, а также участвует в областных мероприятиях. За свои старания и труд женщина не раз награждалась грамотами и ценными подарками. Со своими куклами она побывала в Йошкар-Оле, Ирбите и Башкирии.

«Моя цель – сохранить для внуков и правнуков костюмы моего народа. Всем этим я постараюсь внести свой вклад для сохранения народа Мари. Девиз моего музея: «Народ, не помнящий прошлого, не имеет будущего!».

Фото: Юлия Шарапова
Фото: Юлия Шарапова

Следите за новостями ИА «Уральский меридиан» в нашем ТГ-канале.

Учитель из уральской глубинки рассказывает о марийской культуре в ТикТок

Фото превью: Юлия Шарапова 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ксения Ковалева/ автор статьи

Журналист, блогер. Окончила факультет журналистики УрФУ (УрГУ). Тема дипломной работы "Защита прав заключенных в СМИ и блогосфере". Любимые жанры: правозащитная деятельность, остросоциальная журналистика.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: