История подростка с татуировками из Тюмени, который решил спасать людей. Продолжение

История подростка с татуировками из Тюмени, который решил спасать людей. Продолжение

Ночь музыки 2020

В прошлой статье мы рассказали историю Сергея, который больше 5 лет был трудным подростком, а после работы с психологом принял решение стать спасателем. Юлия Караульных, психолог-педагог тюменского регионального центра «Семья», рассказала, как поменялась жизнь Сергея после консультативных встреч.

В 9 классе родители и сын совместно приняли решение перейти на домашнее обучение. Хоть мама не была до конца уверена, что это правильно, но решила довериться желанию сына. Она не препятствовала и продолжала поддерживать, сказав как-то: «Раз так хочет, пусть получит свой опыт».

«Польза или вред дистанционного обучения для ребенка всегда определяются индивидуально. В моей практике была девочка, которая выбрала такую форму и успешно справилась, у нее очень хорошо развиты способности самоорганизации. Но когда она поступила в институт, поняла, что все это время чувствовала недостаток общения со сверстниками, поэтому на все лекции ходила с большим удовольствием. Несмотря на то, что ей нравился дистант, как девочка говорила — нет раздражителей, у ребенка сформировался дефицит межличностного общения со сверстниками.

В их возрасте встречи с одноклассниками на первом месте, большинство и школу посещает для того, чтобы побыть среди своих. Это их ведущий вид деятельности, поэтому бывает, что подростки начинают плохо учиться. У Сергея дистанционное обучение показало слабые результаты для учебы. Но в его случае — нужно было дать ошибиться», — рассказывает Юлия.

Когда мама дала возможность сыну проявить самостоятельность, она позволила ему получить не только опыт, но и понести ответственность за свои решения. В течение года подростку нужно было приносить выполненные уроки в школу, в какой-то момент он начал делать это все реже и реже, проводя больше времени дома.

Будучи очень коммуникабельным, Сергей испытывал недостаток общения. Он осознал, что такое трудности самоорганизации, и оценил качество знаний, которые добывал своим трудом.

Мальчик самостоятельно пришел к выводу, что это было его ошибкой, потому что мама не давила на него, а сказала: «Я не согласна с твоим решением, но давай посмотрим, что из этого выйдет».

Родитель произнесла это не с ноткой самоутверждения, а со всей серьезностью, показав, что уважает его выбор. И когда все пошло не лучшим образом, вместе с сыном нашла выход из ситуации. Но это проходило при поддержке и регулярных сессиях у психолога, которая помогала взрослым наблюдать, но быть рядом.

В итоге

Сергей научился себя контролировать и направлять свою энергию в полезное русло. Обсуждение с психологом и родителями интересов и увлечений принесло свои результаты. Сергей признался, что мечтает поступить в медицинский. Он решил самостоятельно сдавать экзамены в вуз для получения профессионального образования. Прошел всевозможные профдиагностики.

В августе 2021 года Сергей проявил настойчивость, сдал вступительные испытания и стал студентом ГБПОУ «Свердловский медицинский колледж». Он выбрал специальность «Защита при ЧС» (техник-спасатель). Радость чувствовали все: Сергей, родители, психолог, учителя и сотрудники ПДН.

«Подросток хотел самостоятельной жизни, и вот он ее получил. В настоящее время он живет на съемной квартире в Екатеринбурге. При этом сам разрешает возникающие жизненные сложности (занимается поисками жилья, переезжает, готовит, стирает, поддерживает порядок в квартире). Все это позволяет взрослеть, учиться опираться на себя, принимать решение и брать на себя ответственность, с чем Сергей справляется», — рассказывает психолог.
Рэп-группа «Каста» выступила на Ural Music Night в Екатеринбурге
Фото: Лидия Аникина © ИА «Уральский меридиан»

Что сейчас?

 

Мама, как и любая женщина, переживает за своего сына, но при этом учится жить своей жизнью, наполняя ее смыслом. Она так же горячо любит своего сына и поддерживает его. Легко ли ей это дается? Конечно же нет. И не всегда все идет как по маслу. Но даже находясь на расстоянии, члены семьи продолжают оставаться близкими людьми и во всем поддерживать друг друга.

Сейчас Сергей снят со всех видов учета ведомств и учреждений профилактики. Он сам посетил всех специалистов, работающих с семьей, попрощался, выразил благодарность, получил добрые пожелания и напутственные слова.

«Обсуждая полученный опыт, Сергей рассказал, что значит “идти на поводу”, как “зарабатывать авторитет” и сколько это стоит. Понял, кто настоящий друг и что значит свое мнение. Сергей сформировал свою систему ценностей, научился просить необходимую помощь и получать ее. Работа с семьей перешла в онлайн-формат и до сих пор продолжается. Во время последней встречи Сергей сказал, что чувствует теперь, что такое психологическая помощь, понимает ее ценность и благодарен, что получил поддержку в тот момент, когда еще сам не осознавал, насколько она нужна ему», — заключает Юлия Караульных.

На последней личной встрече психолог пожелала успехов Сергею и призналась, что ждет от него новый пост в социальной сети: о приеме в ряды МЧС — в форме. Теперь подросток — успешный студент, который полностью себя обеспечивает. Он отучился уже год и фото в форме прислал, как и обещал.

Юлию он поздравляет со всеми праздниками. Иногда Сергей консультируется с психологом по видеосвязи, по своей инициативе, когда появляется желание. Недавно Сергей рассказал, что накопил на поездку на юг, где побывал на концерте любимого певца. В общей сложности терапия и глубокая работа с Юлией Караульных у семьи длилась около 1,5 лет.

«Только клиент является тем барометром, по которому консультанты делают вывод о том, достаточно ли сеансов он посетил. Когда человек говорит, что общения достаточно, то значит на этом этапе так и есть. Я могу лишь рекомендовать. Моя задача сделать так, чтобы человек справлялся с трудностями самостоятельно, но всегда знал, где он может получить помощь безопасно — без осуждения и оценок. По этому же принципу строится и работа с подростками».

Далее эксперт подробнее объяснила, как психологи помогают несовершеннолетним «взрослым».

Как строится работа психолога с трудными подростками?

«На первое место я ставлю формирование доверительных отношений. Именно они являются лечебными. На них, словно бусы на нитку, нанизывается вся последующая работа. Ведь человек травмируется в отношениях, в них же и лечится. Доверие начинается с того, что подростка видят, воспринимают всерьез и не осуждают.

Я работаю по методу гештальт-терапии, с применением различных других «инструментов»: арт-терапия, песочная терапия, работа с метафорическими ассоциативными картами и прочее.

Фото предоставлено центром «Семья»

В семье не всегда удается начать диалог, а с помощью профессионального психолога у клиента появляется возможность найти подходящие слова и выразить свое состояние, словно одеть чувства в слова, выразить свои недовольства, взаимные пожелания, найти точки соприкосновения и выработать единую стратегию поведения.

Разговор завязывается потому, что консультант независим от ситуации, находится за пределами проблемы, может ее отразить и не быть вовлеченным в происходящее. Это не редкость, когда в конфликтах семья прибегает к помощи медиатора — третьего человека, который может со стороны видеть ситуацию. Да, встречаются истории, когда ребенок может отказаться говорить даже с психологом. Такие трудности случаются.

Я гештальт-терапевт, моя работа и строится на том, чтобы оказать помощь пошагово. Не зря гештальт-терапия называется «терапия мышиными шагами». Эти шаги могут быть очень маленькими, но ценными. Их значимость заключается в том, что действуют они вглубь, влияют на осознанность. И, как следствие, у подростка появляется осознанный выбор.

На приеме у психолога клиенту предлагается выразить эмоции, ответить на вопросы и получить обратную связь. Вспомнить беспокоящую ситуацию, проговорить ее, встретиться с чувствами и эмоциями, прожить их. Это помогает снять напряжение, расслабиться, проанализировать и осознать свой опыт.

Консультации могут проходить и в присутствии родителей, и без взрослого, желание ребенка обязательно учитывается. Иногда дети закрываются из-за того, что переносят на меня проекции окружающих взрослых, поэтому диалог может сложиться не сразу. Такое бывает. Эффективность работы во многом зависит от желания участников», — заключила психолог.

Следите за новостями ИА «Уральский меридиан» на нашем ТГ-канале.

Фото превью: Лидия Аникина © ИА «Уральский меридиан».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ЧИТАТЕЛЯМ:

Читайте самое интересное в нашем ТГ-канале

Присоединяйтесь к нам в других соцсетях

Стали очевидцем события или есть красивые фото и видео...

Присылайте нам в редакцию, где вам удобно!

Написать в редакцию admin@ural-meridian.ru: Сообщить новость

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: