В Свердловской области наркология стала доходным бизнесом, часть из которого не поддается точной оценке. О его прибыльности можно судить только по косвенным данным. Попытаемся в этих скупых сведений увидеть уровень доходов медицинских учреждений и наркологов.
Для кого работает антинаркотическая система
Профилактика и лечение – два основных направления работы медучреждений. Они же являются главными и в наркологии. Но, чтобы было понятно, с кем работать врачам – нужно наркоманов выявлять. Здесь не так все просто. Число потребителей наркосодержащих веществ определить сложно.
Те, кто попал в поле зрения полиции (при совершении любых преступлений) и медицинских работников (например, при отравлениях или передозировке) ставят на специализированный медицинский учет. На этот же учет ставят выявленных потребителей наркотиков при принудительном тестировании, есть и такое.
На 1 января 2023 года врачами психиатрами-наркологами с диагнозом «синдром зависимости от наркотических средств (наркомания)» зарегистрированы 7 052 человека, в том числе женщин – 1 432 и несовершеннолетних – 53. Дети до 14 лет с таким диагнозом отсутствуют.
С диагнозом «пагубное (с вредными последствиями) употребление наркотиков» у врачей психиатров-наркологов зарегистрированы 4 377 человек, в том числе женщин – 403 и несовершеннолетних – 77, из них дети до 14 лет – 4.
На профилактическом учете в медучреждениях Свердловской области на начало 2023 года стояли 11 429 человек. Какая это доля от реального количества наркоманов никто сказать не решится. Учитывая миллионы доз наркотических средств, которые распространяются торговцами, можно предположить, что это даже не 10% их потребителей, а намного меньше.
Специалисты год от года фиксируют увеличение числа «выявленных» наркоманов, думается, что численность «не выявленных» тоже растает.
Наркотики – вред. Чтобы с ними бороться в Свердловской области создана целая антинаркотическая система. Власти принимают множество госпрограмм, проводят социологические опросы, тратят деньги на пропаганду здорового образа жизни, проводят сотни тысяч тестов, тратятся на медицинскую реабилитацию наркозависимости. Пока есть наркозависимые, будут и пациенты у наркодиспансеров, наркологов и реабилитационных центров. Не стоит думать, что у созданной системы только одна задача – искоренить наркоманию. Система – это кормушка.
Сотни миллионов рублей на борьбу
У любого, кто решит выяснить, финансовые потоки наркологии и антинаркологической деятельности возникнут проблемы. Сложность вызывает не только определение потенциального и реального круга «потребителей» специализированной медицинской помощи. Многие статьи расходов, которые идут на противодействие распространению наркозависимости у свердловчан, никогда не удастся проанализировать. Затраты на антинаркотическую пропаганду входят в общий пул пропаганды здорового образа жизни и их сложно отделить от остальных. С затратами на медицину несколько проще, хотя и здесь много секретов и «серых» зон.
Так, по данным свердловского минздрава, в подведомственных ему учреждениях в регионе в 2022 году работало 84 психиатра-нарколога при 156 ставках этих специалистов. Они заняты выявлением и медицинским сопровождением наркозависимых.
В 2022 году, опять же по данным минздрава, курс реабилитации от наркозависимости прошли 750 человек: 272 – в государственных медучреждениях, а 478 – в частных. Если оценить «охват» стоящих на профучете у наркологов, то ежегодно реабилитацию проходят только 7% стоящих на учете. Учитывая «заниженные» данные учета по наркозависимым, то это капля в море от реальной потребности больных этой зависимостью.
В 2012 году на базе ГАУЗ СО «Областная наркологическая больница» был создан филиал «Урал без наркотиков». Если в наркологической больнице 150 койко-мест, то на филиал приходится 115 из них. Финансирование реабилитации также проходит через этот филиал. На эту медицинскую услугу в прошлом году региональный бюджет потратил 140,8 миллионов рублей. Стоимость 6-месячного курса составляет 518 тысяч на одного человека. Это более 80 тысяч рублей в месяц.
В среде наркозависимых и их родственников постоянно обсуждается тема недоступности реабилитации по государственным расценкам. Больные жалуются на «очередь» и «рекомендации» врачей обращаться в частные центры. СМИ, которые писали об этом, пытались выявить связь государственных «наркологов» и частных. Такие связи прослеживаются в учредительных документах, а также историях конкретных пациентов. Журналисты делали вывод, что сфера наркологии коррумпирована и имеет общую структуру, куда входят как государственные, так и частные медучреждения. Все они «зарабатывают» сотни миллионов на «борьбе» с наркозависимостью.
В регионе создан «добровольный» реестр некоммерческих организаций, которые также занимаются реабилитацией накозависимости. В него входят 5 организаций: Ассоциация Урало-Сибирского региона «Урал без наркотиков», автономная некоммерческая организация «Центр социальной и психологической реабилитации «Уралец», автономная некоммерческая организация «Белая трость», Свердловская региональная общественная организация «Попечительский совет «Возвращение», Региональный общественный фонд помощи различным категориям населения Свердловской области «Новая Жизнь». Он помимо дохода от пациентов им предоставляют субсидии от минздрава Свердловской области. В прошлом году два НКО получили 800 тысяч рублей. НКО пользуются и другими «преференциями», например, льготной ставкой по аренде помещений, она часто равна «0». Первые два НКО, как писали СМИ, связаны с руководителем государственного «Урал без наркотиков» Антоном Поддубным.
Со дня открытия, с 2012 года, он возглавляет филиал «Областной наркологической больницы» «Урал без наркотиков». Антон Поддубный в то время был простым врачом, закончившим за шесть лет до этого мединститут. Профильную переквалификацию Поддубный прошёл только в 2018. Сейчас он кандидат медицинских наук, является главврачом ГАУЗ СО «Областная наркологическая больница». Финансовые потоки официальной наркологии находятся в его руках.
Поддубный и его заместители попеременно являлись и являются главными наркологами Уральского федерального округа и Свердловской области, в том числе, выступая экспертами в оценке качества работы реабилитационных центров с подопечными. Такие должности расширяют возможности по контролю за негосударственным сектором наркологии и создает благоприятные условия для коррупции.
Судя по всему, и учитывая, что с 2012 года федеральный бюджет области расходуется только «околоструктурами» Антона Поддубного, антинаркотический «спрут» и дальше будет разрастаться, ведь пользуясь государственной поддержкой и находясь в статусе чиновника легко развивать и свой личный «частный» бизнес. В ближайшее время ИА «Уральский меридиан» подробно расскажет о неформальных и формальных взаимосвязях ГАУЗ СО «Областная наркологическая больница» и клиниках из «личного» реестра Антона Поддубного – «Урал без наркотиков», «Центр социальной и психологической реабилитации «Уралец», «Белая трость», «Попечительский совет «Возвращение», «Новая Жизнь».
Ранее ИА «Уральский меридиан» публиковало рекомендации специалистов, как родителям оградить ребёнка от наркотической зависимости. Также агентство рассказывало, что в Свердловской области грамотой заксобрания наградили неоднократно судимого за смерть пациентов врача из Серова.