На болотах под Екатеринбургом некому тушить торфяные пожары

Пожары на болотах некому тушить в Екатеринбурге. Из-за этого город совсем недавно задыхался от гари.
Пожар в лесу дым

Учёный предупредил об опасности торфяных пожаров вблизи Екатеринбурга. В регионе не стихают лесные пожары. Весной горели посёлки Таёжный и Сосьва, на прошлой неделе в Шайдурихе сгорело более 40 построек. Свердловская область горит уже 3-й год. Что ожидает уральцев и чем опасна сложившаяся обстановка, ответил ЕАН завкафедрой Уральского государственного лесотехнического университета, заслуженный лесовод России Сергей Залесов.

Эксперт отметил, что каждая система охраны лесов от пожаров рассчитана на определённый показатель горимости. Наиболее часто данный показатель равен средней горимости за многие годы, в связи с чем средства и силы пожаротушения подбирают под него. Как правило, работа лесопожарных служб полностью выполняется. Увы, но природа иной раз преподносит неприятные сюрпризы.

В Свердловской области 3-й год уже не хватает осадков. Резко упал уровень грунтовых вод. Вода отступила почти из всех уральских озёр. Это является визуальным показателем.

Кроме того, в регионе множество заброшенных земель, которые никто не пашет и не обрабатывает. В Свердловской области около 81 000 гектар осушенных торфяников.

Торфяные пожары являются одной из главных причин всех лесных пожаров. Верхний слой торфа крайне сухой, а вода сброшена. При влажности торфа 200% происходит заглубление во время горения, то есть огонь уходит вовнутрь. Торф может гореть при влажности до 500%, если произошло заглубление. Низовой пожар прошёл по осушённому болоту, трава сгорела. Затем на таком месте образуются около 100-200 заглублений, огонь уходит внутрь. Это уже многоочаговый пожар.

В теории, первоначально его можно потушить. Но в Свердловской области сложилась такая обстановка, что вместе с торфяными пожарами возникли верховые пожары. Выгорели целые посёлки.

Торфяные пожары никто не тушил, из-за чего они стали расти и расширяться. В последнее время над уральской столицей висит смог. Это происходит из-за торфяных пожаров.

Согласно данным на 30 июня, горело 8 болот. Общая площадь тления составила свыше 400 гектар, а многоочаговых пожаров – 4 500 гектар. Это гигантская территория.

При обычном низовом пожаре сгорает около 4 тонн, максимум 11 тонн. При горении торфа загорается 70 тонн органической массы. Торфяной пожар представляет собой тление, а не открытое горение. Органическая масса сгорает не полностью и выбрасывается в атмосферу вместе с дымом в виде мельчайших частиц. Это крайне вредно для людей и приводит к загрязнению. В носоглотке задерживаются большие частицы,  обратно выдыхаются маленькие частицы, а в лёгких оседают средние (1,5 микрона).

Самый эффективный способ тушения торфяных пожаров в летнее время – это подтопление. Нужно поднимать уровень грунтовых вод, закрывать плотины. В настоящий момент существует проблема – высыхание большинства озёр, если не буде осадков. Крайне тяжело тушить такие возгорания.

В Уральском государственном лесотехническом университета разработан способ тушения пожаров в зимнее время. Нигде в России так не тушат торфяники. Этот метод отработали и адаптировали на производстве. В 2022 году так потушили 28 возгораний. Это достаточно простой способ – вдоль кромки возгорания выкорчёвываются деревья. Это нужно для того, чтобы убрать очаги горения, расположенные воль корней. Затем загоняется бульдозер и торф выгребается прямо в болото, на снег. Его нужно уплотнить и выровнять, слой должен достигнуть 10 см. Горящий торф перемешивается со снегом и негорящим торфом. Снег тает, образуется пар, как от кипящего чайника. Цель этого – сбить температуру с 600-700 градусов до 40. Тление прекратится, если это получится осуществить.

Про Шайдуриху было много информации, в том числе не объективной. Как пример, по словам местной жительницы, люди несколько дней говорили о пожаре, но власти никак не реагировали. Посёлок сгорел. Ситуация была иной. Огнеборцы тушили другой пожар рядом, да. Когда вертолёт высадил десант на тушение пожара, он увидел ещё один источник на болоте. Торфяной пожар стал низовым в виду сильного ветра и пошёл на деревню, но раньше о пожаре никто не знал. Людей можно понять.

Сотрудники Авиалесоохраны при температуре +36С с ранцевым огнетушителем весом 20 кг лазают по болотам и передвигаются по пересечённой местности. Люди же в это время страдали, что им запретили жарить шашлыки.

Впереди – тяжёлая половина лета. Торфяники расширяются и тлеют. На Тюменском тракте всё в дыму. В скором времени так будет постоянно и везде. На 30 июня горели 400 гектар торфяных пожаров, которые никто не тушил. Торфяники осушали вокруг Екатеринбурга. Смог будет стоять до конца лета, если не будет дождей, уральцы просто задохнутся. Торфяники однозначно не потушить до зимнего периода, поскольку ресурсы ограничены, есть более актуальные точки пожаротушения.

У министра природных ресурсов и экологии Дениса Мамонтова и эксперта совпадают мнения – нужно разрабатывать проекты противопожарного устройства населённых пунктов. Сергей Залесов говорит об этом многие годы. У главы министерства есть понимание ситуации, в этом направлении ведётся работа. По его словам, он договорился с бизнесменами, начнётся работа. Кроме разработки, данный проект должен быть реализуемым в жизни. Нужно начинать и смотреть на его эффективность.

Ранее ИА «Уральский меридиан» писало о том, что все шесть лесных пожаров на 4480 га локализованы в Свердловской области. Это данные на 17 июля. Полностью ликвидированы за сутки три возгорания в лесах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Юлия Баталова/ автор статьи
Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: