В чём уникальность краснотурьинского трамвая: история и современность

В Краснотурьинске Свердловской области одна из самых коротких трамвайных сетей в мире. Но этот факт не умаляет, а скорее увеличивает ценность трамвай для местных жителей и энтузиастов.

В Краснотурьинске Свердловской области одна из самых коротких трамвайных сетей в мире. Но этот факт не умаляет, а скорее увеличивает ценность трамвая для местных жителей и энтузиастов. Как и чем живет краснотурьинский трамвай, расспросили у одного из активистов движения в поддержку местной достопримечательности.

Эдуард Штеле – создатель сообщества «ВКонтакте» с говорящим названием «Краснотурьинский трамвай«. Сообщество появилось десять лет назад, чтобы обратить внимание городских и региональных властей на проблемы трамвая и защитить его. В группе выкладывают как чисто утилитарные сведения вроде расписания («Завод» – «Набережная»), так и вневременную информацию для туристов и увлеченных. Это фото- и видеоматериалы, впечатления пассажиров краснотурьинского трамвая и его работников. Главное – поддержать и сохранить этот замечательный вид транспорта, делающий город самобытным и отличающимся от многих других.

В чем привлекательность для краснотурьинцев трамвая – это символ города или отличительная особенность или особо удобный маршрут и т.д.?

Фото Семена Долгорукова для группы «Краснотурьинский трамвай»

– В первую очередь трамвай для Краснотурьинска, как и для любого другого города, – это экологически чистый вид общественного транспорта, а также единственный вид муниципального транспорта (в Краснотурьинске). Трамваем пользуются. В основном, это работники БАЗа, жители восточной части города, в том числе частного сектора, а в дачный сезон также садоводы.

Трамвай – это место проведения развлекательных и познавательных программ, а еще любопытный «аттракцион» для детей. У многих поколений краснотурьинцев «покататься на трамвайчике» было и остается неотъемлемым пунктом увлекательного времяпрепровождения.

Фото Семена Долгорукова для группы «Краснотурьинский трамвай»

– Что касается исторического аспекта, то запуск трамвая стал результатом общегородской комсомольской стройки: в помощь основной бригаде, ежедневно занятой на прокладке линии, регулярно устраивались субботники и воскресники с привлечением огромной массы людей со всех предприятий города. Каждый краснотурьинец считал долгом вложить свой труд в строительство трамвая. Это действующая достопримечательность в память об отверженном труде на благо города.

Есть ли экономическая целесообразность в существовании трамвая?

– На наш взгляд, обсуждение и, тем более, принятие каких-то кардинальных решений исходя из экономической эффективности или неэффективности социальной инфраструктуры (больницы, школы, муниципального общественного транспорта), противоречит их прямому социальному назначению.

Чем интересен трамвай приезжим людям? Кто эти туристы?

– Есть несколько групп людей, интересующихся городским электротранспортом. В основном, это споттеры. Для этих увлеченных людей, действительно, удовольствие – наблюдать. Они делают фотографии, умеют определять модель, узнают с первого взгляда, какой местности принадлежит транспорт, а еще фиксируют и ведут учет по бортовым и заводским номерам. Начиналось это движение с авиаспоттинга, а сейчас активно распространен трейнспоттинг (посвящен поездам) и трамспоттинг (посвящен городскому электротранспорту, в основном трамваю).

– Также наш трамвай привлекает работников аналогичных предприятий из других городов и стран, для них это профессиональный интерес и обмен опытом.

– Интересная категория – игроки и разработчики компьютерных симуляторов и дополнений к ним. Первым интересно вживую прокатиться на трамвае, который они водили виртуально. Задача вторых – собственными глазами и техническими средствами зафиксировать особенности ландшафта и даже живые звуки конкретной системы для разработки максимально реалистичной карты/аддона.

– Наконец это туристы, наслышанные об уникальности трамвая и включившие его в список значимых для посещения объектов. Для всех трамвай интересен сам по себе, как система, как инфраструктура.

А если использовать как средство передвижения, он привезет к каким-то значимым местам?

Фото предоставлено Александром Катаевым

– Достопримечательности по пути – это Богословский алюминиевый завод и его аллея Славы, заводской музей. Непосредственно сам трамвайный парк. Краеведческий музей и дом-музей Попова. Новоапостольская церковь. Храм Максима Исповедника (восстановленный из кинотеатра, в который был преобразован при власти Советов) и в целом архитектурный ансамбль центральной части Турьинских Рудников. Федоровский геологический музей. Выставочный президент-зал, названный в честь президента Русского минералогического общества Карпинского.

– Всех туристов объединяет одно: наш трамвай в совокупности с волчанским уже прозван «трамвайным заповедником Северного Урала», который как «трамвайная Мекка» считается обязательным к посещению вышеуказанными группами.

– Волчанск занесен в «Книгу рекордов России» как самый маленький город с трамвайным движением. Краснотурьинск сейчас носит пока официально не подтвержденный (но подтвержденный в тематических кругах) статус города с самым коротким маршрутом и самым маленьким депо в СНГ.

– Туристов привлекает именно эта игрушечность и несвойственность его для местности. Он продолжает работать в условиях, когда это трудно осуществимо, где трамвай существует не благодаря, а вопреки.

Действительно ли вагоны нового производства конструктивно не подходят под рельсы Краснотурьинска или же это банальная экономия властей – не обновлять парк новыми вагонами?

– Рельсы тут ни при чем, ширина колеи везде одинаковая: так просто вкратце обозначают комплексную проблему. А проблема заключается в изношенности и в невозможности полностью в моменте реконструировать всю инфраструктуру. Это не только пути, но и контактная сеть, тяговая подстанция, ремонтная база. Нужно и обновление кадров. Новые вагоны напичканы чувствительной электроникой, дающей сбой по любому поводу. Трамвайная сеть строилась народом, любителями, не учитывающими в тот момент все базовые технические моменты. Строили, как могли и как примерно знали, а не «по науке». Глобальная реконструкция начала 2000-х также не учла на 100% возможности пуска современных вагонов и производилась подрядчиком, не специализирующимся на трамвайном деле. Добавьте к этому отсутствие специалистов для ремонта капризной электроники.

– А вагоны 71-605 абсолютно неприхотливы, их ремонт и обслуживание подходит под имеющуюся рембазу и высокодефицитный собственный обслуживающий персонал. На данный момент либо существование в таком виде, либо ни в каком…

Челябинск подарил Краснотурьинску два своих вагона. Они уже на ходу?

Фото пресс-службы администрации Краснотурьинска

– На маршруте можно заметить один из двух челябинских вагонов (№1230). Состояние салона немногим лучше, чем у тагильской «семерки» и примерно схоже с тагильским 328. Пока не произведена обточка бандажей, вагон более шумный на ходу, имеет излишнюю вибрацию, ощущаемую как в салоне, так и вне его. Вагоны еще не на 100% подготовили к работе – обточка, перекраска и другое планируются до конца осени. Также, по нашей информации, судьба подвижного состава полностью не решена. Возможны решения о списании какого-то из вагонов (тагильского или челябинского с одинаковой вероятностью) на «донорство». Данная информация пока официально не анонсировалась и не подтверждена.

Можно ли сказать, что такие усть-катавские вагоны в чем-то превосходят современные трамваи (кроме ностальгических ощущений)? Почему они стоят того, чтобы сохранять их?

– Мне кажется, по стране может набраться еще лишь несколько аналогичных хозяйств, где 605-е или другие неприхотливые модели сохранили свою работоспособность. К сожалению, многие уникальные системы на сегодняшний день безвозвратно утеряны. Раритетность этих вагонов также привлекательна. Где-то они установлены как памятники, постепенно выводятся из эксплуатации в более преуспевающих хозяйствах, а у нас живой и даже движущийся объект. По правилам антикваров: если предмет антиквариата можно использовать по прямому назначению, его ценность намного возрастает. В плане эстетики, комфорта и технической оснащенности, конечно же, данные вагоны уступают любой современной модели.

Проводятся мероприятия с использованием данного «живого объекта»? Какие ваши предложения, как включить трамвай в современную жизнь города и повысить его туристический потенциал?

Фото: пресс-служба ГИБДД

– В основном, это совместные с краеведческим музеем мероприятия: экскурсии ко Дню радио, Дню города, Дню металлурга, Дню образования Турьинских рудников, Дню пожилого человека, тематические экскурсии в рамках Ночи музеев и другое.

– В целях профилактики дорожного травматизма проводятся совместные мероприятия с ГИБДД и движением ЮИД для детей, приуроченные к неделям безопасности в начале учебного года.

– Повышение туристического потенциала, на мой взгляд, сейчас нужно начинать с формального закрепления уникальных статусов нашего трамвая, обозначенных выше, по примеру Волчанска. Развивать направление «трамвайного заповедника Северного Урала», консолидируя работу с Волчанском, так как трамвайные энтузиасты посещают наши города параллельно, и их уникальность схожа.

– Конечно же, это просветительская работа и деятельность по популяризации трамвая. Наша группа в силу своих возможностей этим и занимается, но не лишней была бы и вовлеченность трамвайного предприятия и администрации города. Хотя они по неизвестным нам причинам относятся к нашей деятельности немного скептически.

Фото Семена Долгорукова для группы «Краснотурьинский трамвай»

Ранее ИА «Уральский меридиан» писало, что Челябинск передал Краснотурьинску два вагона. Двумя годами ранее депо маленького городка пополнилось вагонами из Нижнего Тагила: позднее в Краснотурьинске сгорел один вагон, и Нижний Тагил его заменил, дав третий. Новые челябинские вагоны должны прийти на замену износившимся механизмам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Дмитрий Зайцев/ автор статьи
Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: