Выживший бортпроводник Зульфугар Асадов, служивший на борту самолета Embraer E-190 компании «Азербайджанские Авиалинии» (AZAL), поделился с азербайджанскими СМИ деталями авиакатастрофы, которая случилась под Актау. По его словам, повреждения самолёт получил над Грозным, но смог долететь до Казахстана благодаря профессионализму и героическим усилиям пилотов.
Рассказывая о событиях того дня для канала APA TV, Асадов начал со слов о том, что тревожная атмосфера возникла еще до аварийной посадки. При заходе на посадку в Грозном самолёт встретила преграда — густой туман, заволокший аэропорт. Пилот принял решение идти на второй круг, но улучшения видимости не случилось.
Тогда капитан принял решение направиться к ближайшему аэропорту. «Однако в этот момент мы услышали странный звук снаружи самолета», — продолжает Зульфугар. Он и его коллега Айдан Рагимли немедленно вышли в салон, где царила паника среди пассажиров.
«Мы старались успокоить людей, уверяя, что всё под контролем. Просили их занять свои места и пристегнуть ремни безопасности», — сообщает Асадов.
В тот же момент, находясь в салоне, он получил порез руки в результате, как он уверяет, удара по самолету извне. Бортпроводник перевязал рану, а затем вновь принялся за выполнение своих обязанностей. Капитан экипажа, осознав ухудшение состояния самолета, принял решение сделать экстренную посадку на сушу, так как любое приземление на воду могло иметь катастрофические последствия.
Зульфугар уверяет, что слухи о взрыве на борту являются ложными: самолет бы разорвало на части. Информация о проносе газового баллона также не соответствует действительности, так как при посадке всех пассажиров тщательно проверяют. Бортпроводник уверен, что трагедия стала результатом внешнего воздействия на самолет.
Первый официальный комментарий Росавиации
Версия бортпроводника частично совпадает с тем вариантом, что в пятницу представил для публики глава Росавиации Дмитрий Ядров. Он так же обратил внимание на туман в аэропорту прилета и на то, что экипаж Embraer несколько раз пытался зайти на посадку, а после этого командир принял решение идти на Актау.
В докладе российского чиновника нет ни слова о внешнем воздействии на самолёт. При этом впервые из официальных уст прозвучала информация, что был объявлен сигнал «Ковёр», так как на Грозный и Владикавказ в тот момент совершалась атака украинских БПЛА.
«Отмечу, что обстановка в этот день в эти часы в районе аэропорта Грозный была весьма сложной. Украинские боевые беспилотники в это время предпринимали атаки на гражданскую инфраструктуру в городах Грозный и Владикавказ. В связи с этим в районе аэропорта Грозный вводился режим «Ковёр», предусматривающий немедленный уход всех воздушных судов из указанного пространства», – сказал руководитель Росавиации.
Информация про «Ковёр» не находит подтверждений в сообщениях от 25 декабря. От аэропорта Грозного в те часы поступили данные, что борт AZAL из-за тумана был перенаправлен в Махачкалу. Из сообщений в соцсетях следует, что авиаторы узнали об особом режиме в небе над Грозным впервые из уст чиновника два дня спустя.
«Именно потому, что обстановка была сложной и объявлен «Ковёр», аэропорт не закрыли и самолету разрешили посадку изначально. Клоуны!», – пишут в Aviaincident.
Как самолёт разбился в Актау
Бортпроводник Зульфугар Асадов продолжил рассказ о дальнейшем пути воздушного судна после полученных повреждений.
Полет длился около часа, и в этот период пилоты старались сохранить высоту для возможной посадки. Земли сначала коснулось переднее шасси. Если бы касание произошло одновременно со всем шасси, последствия могли бы быть ужасными, отмечает бортпроводник. В результате при контакте передней части самолет разорвало на две части, и кабина отлетела.
«Было трудно дышать. Мы с Айдан лежали около двери, и когда я открыл её, поток свежего воздуха значительно облегчил ситуацию. Мы начали помогать пассажирам выбраться из самолета и сами просили помощи у спасателей», — рассказывает бортпроводник.
«Когда мы упали на землю, я думал, что мы уже мертвы. Потому что была сильная тряска. Все тело трясло. Я не надеялся выжить. Слава Аллаху, я выжил. Жаль, что членам нашего экипажа и другим пассажирам так не повезло. Мы выжили благодаря героизму нашего командира и второго пилота».
Реакция Azerbaijan Airlines
Компания AZAL в пятницу распространила оповещение, что прекращает полеты из Баку в десять городов России. Это аэропорты южных и центральных регионов РФ: Минеральные Воды, Сочи, Волгоград, Уфа, Самара, Саратов, Нижний Новгород, Владикавказ, Грозный и Махачкала. Там объясняют меру заботой о безопасности пассажиров.
«По предварительным данным, катастрофа произошла в результате физического и технического внешнего вмешательства», – сказано в сообщении перевозчика.
Также несколько других авиакомпаний 27 декабря объявили о прекращении полетов в ряд городов России, в том числе, в Екатеринбург.
Ранее ИА «Уральский меридиан» писало, что в высших кругах Азербайджана подозревают Россию в ударе ПВО по самолёту. Пересказ переговоров пилота Embraer с диспетчером свидетельствует, что птиц там не было. В этом самолете погибла жительница Екатеринбурга и работник Уральских авиалиний». Другой екатеринбуржец выжил и рассказал подробности о ситуации в салоне.