Курган переживает строительный бум. В городе - сплошная стройка | Уральский меридиан
strojka studotryad

Большинство зданий и сооружений в нашем городе, собственно, как и по всей стране, построены в советское время, а точнее в 1950-80-х годах ХХ века, тогда это было грандиозное строительство, где каждый чувствовал себя участником этого созидательного процесса и трудился на благо родного города, а не только выискивал недостатки, сидя у себя дома, как это происходит сейчас.

Что представлял из себя Курган в послевоенные годы — неблагоустроенный областной центр, где не было асфальтированных дорог, зеленых насаждений, освещения, а жилищный фонд представлял собой, в основном, деревянные одноэтажные дома, не имеющие элементарных удобств.

Курган переживает строительный бум. В городе - сплошная стройка
Курган. к. 1940-х гг.

Я уже писала о посещении нашего города в 1946 году Министром путей сообщения СССР Л.М. Кагановичем, когда его машина застряла возле здания курганского вокзала и ее вытаскивали при помощи танка. А вот первые впечатления от знакомства с нашим городом Виктора Леонидовича Шадровского, Народного артиста РСФСР, артиста Курганского драматического театра: «Лично я познакомился с Курганом осенью 1947 года. Вечер. Выхожу из вагона. Земляная площадка перрона… Тесное неуютное здание вокзала. Непроглядная темень. Стоит машина, помнится «Виллис». Садимся, едем. Улица Красина… Маленькие, покосившиеся, вросшие в землю домишки, наглухо закрытые ставни и… непролазная грязь. Такой была визитная карточка Кургана. Не лучше выглядела и остальная часть города. Ни одной асфальтированной улицы, зыбкие, деревянные тротуары, одноэтажные дома. Осенью и зимой жизнь замирала в 6 – 7 часов вечера: темно, пустынно, редкие торопливые прохожие. В городе в ту пору имелись два кинотеатра: «Прогресс» и «Ленинского комсомола», в которых давали по три киносеанса в день. Здания их были тесные, с плохой вентиляцией. Под ногами груды шелухи от семечек. Одна библиотека, сельскохозяйственный институт, медицинское училище, одна поликлиника и две больницы…»

24 марта 1947 года Совет Министров СССР вынес постановление «О мероприятиях по улучшению городского хозяйства города Кургана». В исполнение этого постановления Исполком областного Совета депутатов трудящихся принял решение «О строительстве и благоустройстве города Кургана на 1947 год». Этим решением было предусмотрено строительство в городе: шести, восьми и восемнадцати квартирных домов, пристройка здания облисполкома, строительство гостиницы, бани, школы и родильного дома. В 1947 году Курганский горисполком должен был обеспечить выполнение работ по благоустройству города общей стоимостью в 2,2 миллиона рублей, в том числе: строительство мостовых, тротуаров, озеленение города, строительство искусственных сооружений для пропуска вод из города, капитальный ремонт существующих мостовых, расширение уличного освещения, осушка озер Терпигорье и Бошняг, устройство центрального коллектора, капитальный ремонт бани № 2, благоустройство городского сада.

Работа предстояла очень большая.

Вот что писала по этому поводу газета «Красный Курган»: «Отныне положен конец бесплановой, бессистемной застройке города Кургана. Все строительство будет вестись строго по утвержденным техническим проектам. Новые объекты, предусмотренные постановлением Совета Министров СССР, будут концентрироваться, главным образом, в центральной части города. Это позволит иметь законченные в архитектурном отношении кварталы и улицы. Каждый житель Кургана должен знать план больших работ по строительству и благоустройству своего города. Это наполнит сердце каждого курганца чувством гордости за радостные перспективы по развитию Кургана – одного из самых молодых центров Советского Союза».

Заметьте себе, строительство велось по утвержденным в Москве техническим проектам, а не так, где и как кому захочется.

На заседании Управления по делам архитектуры при Совете Министров РСФСР Ленинградский институт по проектированию городов «Гипрогор» направил в Курган бригаду инженеров и архитекторов для составления технико-экономических основ и генерального плана города. Инженер этой бригады Гилевский писал: «В задачу бригады входит составление гипотезы проектно-хозяйственного развития города. На основании подробного изучения мы составим опорный план, на который будут нанесены все существующие основные здания, предприятия, парки. Будут установлены границы геодезических съемок. После составления опорного плана бригада начнет работать над эскизом генерального плана, в котором будет учтено новое строительство, предусмотренное постановлением Совета Министров СССР. Эскиз генерального плана будет согласован с городскими и областными организациями. Детальная разработка проекта и его архитектурное решение будут проводиться в Ленинграде». Бригада пробыла в Кургане около  месяца.

По постановлению Совета Министров СССР Курганской области оказывалась большая помощь: отпускались материалы, оборудование, автомашины, вертушка в 30 вагонов с паровозом. В решении задач, поставленных правительством, по благоустройству и строительству Кургана в 1947 – 1950 –х годах принимали участие 18 республиканских и союзных министерств и ведомств.

Курган переживает строительный бум. В городе - сплошная стройка
Строительство Главпочтампта. 1950-е гг.

Газета «Красный Курган» писала в эти дни: «Большие и ответственные задачи стоят перед нашей областью по строительству и благоустройству Кургана в 1947 году. Серьезные задачи поставлены перед Курганским городским Советом депутатов трудящихся и основной строительной организацией «Кургангражданстрой». Нужно завезти около 30 тысяч вагонов разных материалов. Только камня, песка и щебня потребуется около ста тысяч кубометров, кирпича 25 миллионов штук, леса около 50 тысяч кубометров, труб водопроводных, канализационных и газовых 141 тысяча погонных метров». Участвовать в строительстве и благоустройстве города должны были не только строительные организации, но и население: «Депутаты городского Совета, постоянно действующие комиссии, уличные комитеты, домоуправляющие должны взяться за конкретные участки строительства и благоустройства родного города, мобилизовать на это трудящихся города». Предстояла большая работа, за несколько лет в Кургане планировалось построить: жилых строений площадью 10000 кв. метров, 14 объектов культурно – бытового назначения, а также заасфальтировать улицы и тротуары, устроить электрическое освещение и озеленить город, и все горожане оказывались причастными к этому грандиозному строительству.

Курган переживает строительный бум. В городе - сплошная стройка
Благоустройство улицы Куйбышева. 1947 г.

11 мая 1947 года в Кургане был организован первый воскресник по благоустройству города. Подвозились щебень и песок на улицы Куйбышева и Рабочую. На воскресник вышли 35 машин, которые сделали 173 рейса. Работало 96 человек, было перевезено 375 тонн щебня и 12 тонн песка. Курганские железнодорожники и члены их семей дружно вышли на воскресники по благоустройству города. Они взяли социалистическое обязательство отработать на благоустройстве привокзальной площади по 100 часов на человека.

Каждый горожанин чувствовал себя причастным к благоустройству своего родного города. Начиналось Великое строительство.

Продолжение следует.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: