Арсений Артюх: «Социальный бизнес важен государству»

Героем сегодняшней беседы стал Арсений Артюх - юрист, член общественной организации «ОПОРА РОССИИ». Он создал региональный законопроект о социальном предпринимательстве, который призван регулировать отношения области и социального бизнеса на особых условиях
Арсений Артюх: «Социальный бизнес важен государству»

ИА «Уральский меридиан» продолжает цикл интервью об активных жителях Свердловской области, которые стремятся улучшить жизнь региона. Героем сегодняшней беседы стал Арсений Артюх – юрист, член общественной организации «ОПОРА РОССИИ». Он создал региональный законопроект о социальном предпринимательстве, который призван регулировать отношения области и социального бизнеса на особых условиях.

– Когда и почему возникла идея создания модельного регионального закона о поддержке социальных предприятий? Из кого состоит инициативная группа, придумавшая законопроект?

Идея модельного регионального закона – это если честно лично моя идея, которую я пытаюсь «двигать» и которая, как видно, многих заинтересовала. Откуда идея возникла? Все достаточно просто. В 2019 году были приняты дополнения в федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства в части регулирования социального предпринимательства. Законом были введены: понятие социального предпринимательства, виды деятельности, занимаясь которыми можно претендовать на статус, порядок получения этого статуса и, самое главное – меры поддержки. Однако, в законе эти меры поддержки перечислены в столбик и носят декларативный характер – никакой конкретики, нет механизма реализации этих мер поддержки.  Поэтому родилась идея довести меры поддержки до ума.

Реалистичнее всего меры поддержки развернуть именно на региональном уровне – по всей стране. Для этого и пришла идея разработки модельного закона о поддержке социальных предприятий, который мог бы быть принят в каждом субъекте РФ.  Но один в поле не воин, как известно. Для продвижения идеи нужна площадка и единомышленники. Такой площадкой стала Общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА России», членом которой я являюсь. Я вышел с предложением разработки модельного закона на федеральный уровень ОПОРЫ – там идею поддержали. Мы развернули работу по сбору предложений о мерах поддержки от социального бизнеса со всей страны. В работе активно принимали участие Тамара Химченко (исполнительный директор Комиссии по социальному предпринимательству ОПОРЫ России) и Валентина Кузьмина (председатель комитета по социальному предпринимательству ОПОРА России в Забайкальском крае). Но вообще, нас много – я знаю, что социальные предприниматели со всей страны, которые в теме, серьезно воодушевлены и ждут развития событий с законом. Отмечу, что «ОПОРА России» здесь конечно выступает объединительной площадкой.

– В чем главная суть законопроекта? Для кого он важен, и кому он поможет?

Модельный закон предлагает меры поддержки, которые регионы, исходя из своих компетенций, могут реализовать. Что это за меры: это льготные условия по аренде государственной недвижимости, софинансирование части затрат, продвижение регионального социального бизнеса, предоставление консультационной поддержки, информационная поддержка в виде бесплатных эфиров, полос на государственных СМИ субъекта РФ, налоговые льготы.  Важно отметить, что мерами поддержки можно воспользоваться только в случае осуществления именно социальной предпринимательской деятельности в соответствии с условиями федерального закона. Также с целью предоставления мер поддержки социальному бизнесу мы предлагаем использовать успешный опыт уже созданной инфраструктуры поддержки бизнеса в регионах – это фонды поддержки, центры «Мой бизнес» и тд. Бизнес может получить все меры поддержки в режиме «одного окна» обратившись в такие центры и фонды.

А сколько таких социальный предприятий? На сегодняшний день, по итогам первой «пробной» волны признания социальным, таковыми по стане стало 2877 предприятия. Подавляющее большинство из них – это микропредприятия (до 15 сотрудников), но есть малые и даже средние (до 250 сотрудников и до 2 млрд. выручка). Сейчас такое количество кажется каплей в море, однако если посмотреть сколько предприятий в стране де-факто осуществляют деятельность, подпадающую под статус «социальное предприятие», то там получается десятки тысяч. Это все потенциально обладатели статуса и мер поддержки. Меры поддержки важны социальному бизнесу. Мы это поняли после общения с «социальщиками» со всей страны. Социальный бизнес важен государству в первую очередь из-за того, что такой бизнес снимает с плеч государства много сложных социальных и острых вопросов. Бизнес лучше и эффективнее, чем власть решает эти вопросы. Ну и вообще, социальный бизнес – это мировой тренд.

Фото Лидия Аникина © ИА «Уральский меридиан»

– Кто уже поддержал вашу инициативу? Возможно, есть тот, кто против этого проекта?

Главное, что инициативу поддерживают социальные предприниматели и активно принимают участие в разработке закона. Как площадка нас поддержала «ОПОРА России». Нет тех, кто остро «против», есть те, кто сомневаются в целесообразности таких «особых» мер для социального бизнеса. Скептики говорят: «Зачем выделять меры поддержки какой-то отдельной категории бизнеса? Сегодня дадим меры социальному бизнесу, завтра придет женский бизнес, подростковый бизнес, деревенский бизнес, бизнес любителей бананов и так далее» (утрирую). Скептики придерживаются того, что нужно развивать общие меры поддержки для малого и среднего бизнеса, без деления на виды. На мой взгляд, социальный бизнес заслуживает отдельного внимания, поскольку работает с «социально уязвимыми категориями населения» и позволяет «вытянуть» такие группы населения в нормальную экономику, в нормальную жизнь, если хотите. Выделение социального бизнеса – это мировая практика и примеры про женский, подростковый и иной бизнес здесь не совсем корректны.

– Обсуждали ли вы идею создания регионального закона с представителями местных социальных предприятий? Как они реагируют на него? Предлагали ли внести какие-либо изменения в законопроект?

Да, я общался с некоторыми социальными предприятиями у нас в регионе. Общался с теми, у кого есть статус и с теми, которые де-факто являются социальным бизнесом, но этот статус не получают. Не получают кстати из-за того, что не видят смысла. В целом социальные предприниматели настроены бодро и с интересом следят за ситуацией. Было много повторяющихся предложений по всей стране. Закон – это концентрат таких предложений.

– Какими будут следующие шаги в продвижении законопроекта?

В ближайшее время планируется его презентация в Общественной плате РФ – это серьезный и неожиданный поворот событий. По логике, дальнейшим шагом, если все будет хорошо после презентации, должно стать продвижение закона в регионы. Здесь федеральная «ОПОРА России» со своим весом может существенно помочь – подготовить нужные письма на нужных людей, продвинуть на своем уровне этот закон. Предстоит большая работа социального-предпринимательского сообщества в регионах. Как ни странно, я не являюсь социальным предпринимателем и если честно, никогда не думал, что буду заниматься этим вопросом на экспертном уровне. Я юрист, но специальные юридические знания и навыки позволяют мне быть полезным сообществу социального предпринимательства, правильно выражать их идеи, ну и как показывает практика, предлагать свои собственные.

Следите за новостями ИА «Уральский меридиан» на нашем ТГ-канале.

Фото превью: Арсений Артюх / facebook.com

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ника Мужиковская/ автор статьи

Интернет-журналист, студентка Департамента "Факультет журналистики" УрФУ. В 2015 году стала лучшим блогером чемпионата рабочих профессий "WorldSkills Russia". По жизни увлекаюсь фотографией, люблю общаться с людьми и всегда рада новым интересным знакомствам.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: