В уральской глубинке работает Дом-музей марийской культуры

В уральской глубинке работает Дом-музей марийской культуры. В нем собраны предметы одежды с уникальной марийской вышивкой, а также старинные предметы быта. Каждый экспонат подписан на марийском языке с переводом на русский.

В селе Юва, что в Красноуфимском районе Свердловской области, есть Дом-музей «Марийское подворье». В небольшом одноэтажном здании собраны старинные предметы одежды и быта марийцев. Марийская изба, которой в этом году исполнится уже 18 лет, хранит в себе многовековую историю финно-угорского народа, которую местные жители чтят и бережно хранят. Музей является местом где история, культура и национальный язык сплетены в одно целое.

70% населения Ювы – марийцы. Помимо них в селе проживают русские, удмурты, чуваши и татары. По-марийски Юва значит «дикий чеснок». По словам местных жителей, село было образовано примерно в 1697 году. Первыми его жителями были удмурты, а марийцы поселились здесь позже. Когда марийки выходили замуж за удмуртов, своим детям они прививали свою культуру.

Дом-музей кукол в с. Юва

Часть марийцев в селе – православные, но все же большая часть – язычники. Каждый год марийцы собираются на массовых молениях, которые проводятся в Тавре и Юве. По традиции перед молением совершается обряд жертвоприношения, а мясо жервтенного животного раздают всем присутствующим на молении. Прося что-либо у богов, марийцы оставляют для них подношение. Для молений они выбирают высокие деревья, так как они «ближе к небу».

В Доме-музее нас встречает Елена Никитична. В Юве она живет уже больше 30 лет. В село женщина переехала из Сарсов-Вторых, когда вышла замуж за Владимира Николаевича Шуматаева. Именно по его инициативе в 2004 году в селе появилась Марийская изба.

«Из Тавры к нам перевели областной центр общества Мари, который возглавил Филипов Аркадий Степанович. Тогда у марийского общества ничего не было – ни помещения, ни литературы. Поэтому в селе решили открыть Марийскую избу, где могли бы собираться марийцы. Прежде марийское сообщество собиралось в Доме культуры. 14 декабря 2004 года состоялось открытие избы, на которое были приглашены гости из Марий Эл, области и района. В это время на базе Марийской избы и Ювинского Дома культуры проходил межрегиональный семинар, который проводили преподаватели из Йошкар-Олы. На открытие музея гости подарили бытовую технику и марийскую литературу. Во время открытия избы у нас висела одна марийская рубаха, лапти и коромысло, больше ничего не было. За 18 лет работы музея нам удалось собрать большое количество экспонатов», – рассказала ИА «Уральский меридиан» Елена Никитична.

На стенах дома-музея – фотографии взрослых и детских марийских ансамблей, а также работы ювинских мастериц. Здесь же – фото первого марийского ансамбля песни и пляски «Эрвий» (внутренняя сила), созданного в 1958 году. В 80-х годах творческий коллектив получил звание народного ансамбля. Он существует по сей день.

Вообще, в селе много детских марийских ансамблей. В местной школе марийский язык преподают факультативно. Самые юные жители села на родном языке уже не говорят, но марийский язык понимают.

Местная жительница Полина Алексеевна рассказывает: в прежние времена по селу ходили девушки в марийских костюмах, которые тогда ткали сами.

«Люди сами сеяли лен и ткали из него одежду. Также вещи ткали из конопли и крапивы. В каждой семье был ткацкий станок. Лапти тоже сами плели. Носить ведь тогда было нечего. У меня в 1958 году мама выходила замуж в лаптях, которые ей сделал папа», – поделилась Елена Никитична.

Фото © ИА «Уральский меридиан»

«А я в 1954 году родилась, а в 1971 закончила школу. Мы все бегали на каблучках и в платьях. Магазинов тогда не было, зато были швейные мастерские, мы все там и заказывали», – вспоминает Полина Алексеевна.

Сейчас большая часть населения Ювы – пенсионеры. Местные жители кормят себя сами: выращивают овощи, содержат домашний скот, сами делают масло, сметану и творог. Многие зарабатывают тем, что продают свою молочную продукцию.

«У нас есть Дом культуры, школа, администрация, больница, крестьянское хозяйство, но в нем работает очень мало людей. Фермы разрушены. Животноводства нет, только растениеводство. Частники выращивают овощи, держат скот, у некоторых есть по две-три коровы. Фермеры ездят в город и продают свою молочную продукцию», – поделилась Елена Никитична.

В Доме-музее, которым она заведует, собраны вещи с уникальной марийской вышивкой и старинные предметы быта. Каждый экспонат подписан на марийском языке с переводом на русский. Среди представленных в музее марийских предметов одежды: яга – нагрудное украшение, акяй – головной убор марийских женщин, солык – свадебный платок, шовыр – мужской кафтан, ош шовыр – праздничный кафтан, ушто – пояс и многое другое.

Фото © ИА «Уральский меридиан»
Фото © ИА «Уральский меридиан»
Фото © ИА «Уральский меридиан»
Фото © ИА «Уральский меридиан»

В прежние времена люди ткали вещи на ткацких станках, а после вышивали на них орнаменты. У марийцев был запрет на изменение узора – каждый символ в марийской вышивке имеет определенное значение. Костюмы и головные уборы украшали разноцветной мелкой вышивкой, бисером и монетами.

Фото © ИА «Уральский меридиан»

«Марийцы вышивали все с изнаночной стороны, причем без петелек и узелочков, так как считалось, что это приведет к обрыву жизни или болезни. Раньше по орнаментам определяли, в какой местности человек проживает, сколько у него детей, богатый или он или бедный, это говорило о социальном положении человека», – рассказала Елена Никитична.

Фото © ИА «Уральский меридиан»
Фото © ИА «Уральский меридиан»

Также в музее представлены предметы быта 19-20 веков: тагына – корыто, где просеивали муку, вудвара – коромысло, кидвакш – жернова, вол – корыто для измельчения овощей, туес вол – корыто для рубки мяса.

Фото © ИА «Уральский меридиан»

Местная жительница Роза Андреева, которая открыла в селе дом-музей кукол, принесла в Марийскую избу лыжи своей свекрови, которые женщина сделала сама.

Фото © ИА «Уральский меридиан»
Фото © ИА «Уральский меридиан»

«Раньше люди из Марийских Ключиков ходили в школу 7 км на лыжах. Мой брат ездил сюда на лыжах. А я в Натальинск каждый день по 2-3 км ходила в школу», – поделилась Полина Алексеевна.

Также в Марийской избе есть небольшая комнатка, где женщины занимаются вышивкой. На столе расставлены контейнеры и баночки с бисером, монетами, бусинами и лентами. В музее работает кружок «Ювинские мастерицы», в котором женщины занимаются изготовлением нагрудных украшений и головных уборов.

Фото © ИА «Уральский меридиан»
Фото © ИА «Уральский меридиан»
Фото © ИА «Уральский меридиан»
Фото © ИА «Уральский меридиан»

Почти в каждой семье в селе есть рукодельницы. И пока они создают неповторимые орнаменты, марийская культура живет, а ее традиции передаются из поколения в поколение.

Следите за новостями ИА «Уральский меридиан» в нашем ТГ-канале.

Жительница уральской глубинки создала в своём доме музей марийской культуры

Учитель из уральской глубинки рассказывает о марийской культуре в ТикТок

Фото превью: © ИА «Уральский меридиан»

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ксения Ковалева/ автор статьи

Журналист, блогер. Окончила факультет журналистики УрФУ (УрГУ). Тема дипломной работы "Защита прав заключенных в СМИ и блогосфере". Любимые жанры: правозащитная деятельность, остросоциальная журналистика.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: