Выпускница Уральского государственного университета (ныне УрФУ) автор книги «Тайны творческого мозга» старший научный сотрудник Института мозга человека им. Н. П. Бехтеревой в Санкт-Петербурге доктор биологических наук и кандидат психологических наук психолог и нейрофизиолог Мария Старченко рассказала корреспонденту ИА «Уральский меридиан» о том, почему творческие люди злоупотребляют алкоголем, как победить творческий застой без стимуляторов, как лобные доли мозга тормозят креативность и как её развить простыми упражнениями.
В первой части интервью выпускница екатеринбургского УрГУ Мария Старченко рассказала, как она стала ученицей выдающегося учёного академика Натальи Бехтеревой, а также о различиях психологии и нейрофизиологии. Во второй части нашей беседы разговор о феномене творчества и креативности мозга был продолжен, а сегодня мы попытались понять, как преодолеть творческий кризис и развить свою креативность.
– Мария Григорьевна, ранее Вы рассказывали, что только выполняя всё время новое, человек сможет поддерживать мозг в творческом состоянии и избежит так называемой «творческой импотенции». Правильно ли я понимаю, что если, к примеру, художник пишет отличные пейзажи, но только их, из года в год, то в какой-то момент его мозг, грубо говоря, перестаёт быть творческим? А если такого художника попросить, к примеру, нарисовать кошку, то в тот момент, когда он начнёт писать кошку вместо привычного ему пейзажа, может случиться творческий прорыв?
– Ну, если грубо, то – да. С точки зрения физиологии, творчество для мозга определяется совсем в других параметрах. Как это выглядит в жизни: человек 20 или 30 лет прекрасно всё делает, и вдруг у него – раз! – и «творческая импотенция»: мозг понял, что для него это рутина – у него работают «жесткие зоны», и определённая часть «гибких» зон, но уже не весь мозг.
– То есть, это когда у творческих людей случается «застой»?
– Да. С точки зрения мозга это можно объяснить так.
– Правда ли, что творческие люди начинают пить ради того, чтобы у них случился «творческий прорыв»? Почему они это делают?
– Я могу объяснить, почему они начинают пить. В некоторой степени это правильная стратегия, но абсолютно порочная. Что делает алкоголь с лобной долей?
– Растормаживает.
– Вот. Теперь вспомним «два жёстких звена», о которых мы говорили неделю назад. Тебе дали задание – придумать рассказ, стереотипа нет. Теменная кора отвечает за новые идеи, а дальше она связывается с лобной корой. Лобная кора отслеживает, «мониторит» – да, это действительно стоящее, хорошо придумала. То есть, лобная кора всегда играет роль оценщика, «нормоконтролёра». Она говорит: вот это словечко замени, вот это неудачное, это мы уже где-то видели, постарайся получше. Но работают они в тандеме, и потом лобная кора это пропускает.
– А когда стереотип – почему они обособляются?
– Потому что стереотипы сосредоточены в лобной коре. Лобная кора слишком давит на теменную и запрещает ей любое творчество. Как можно решить проблему – разорвать связи и убрать контролёра. Алкоголь и другие вещества – это тоже своеобразная попытка убрать контролёра.
– Почему они говорят – вот я выпил, и мне пришли идеи? Это не идеи пришли, а лобная кора отключилась (отравится весь мозг, но лобная кора отравится первая и первая возьмет на себя удар). И теменная кора смогла спокойно заработать, без контролера. Но ведь контроль лобной коры можно и нужно снимать другими методами. Поэтому чувствуя сознательно или бессознательно эту связь, творческие люди и начинают принимать различные средства – выпил, и идеи пошли.
– Как можно без употребления каких-либо стимуляторов отключить контроль лобной коры?
– Очень простыми способами, и психологии они прекрасно известны. Но надо понимать, что никаких «волшебных таблеток» не будет. Любое обещание решить сразу и быстро все проблемы – это обман, и золотая рыбка не приплывёт. Мы можем рассматривать наш мозг как орган. Если заставляем мозг работать – он развивается, если не заставляем его работать – он не развивается. Я расскажу метод, но надо помнить, что это процесс длительный, ежедневный и систематический, сразу ничего не получится – так не бывает.
– Первое – как мы можем затормозить лобную кору, если она мешает теменной генерировать новые идеи: поскольку лобная кора связана со стереотипами нашей личности, мы должны оценить насколько мы «зашорены». Для этого есть простое психологическое упражнение. Поработайте с собой – составьте список привычек и стереотипов, известных иррациональных убеждений. например:
– «Гуманитарий никогда не выучит математику»;
– «Женщина должна выйти замуж и родить детей»;
– «Женщина должна самоопределяться и игнорировать мужчин»;
– «Детей надо бить, потому что нас били и смотрите какими мы классными стали»;
– «Все мужики – козлы» и так далее.
– Но это общие стереотипы, а если покопаться в себе, мы выясним, что помимо общих, у нас есть маленький «складик» своих собственных. Это могут быть стереотипы из разных сфер нашей жизни – не важно какие, важно выделить те, которые для нас наиболее болезненные. То есть, если кто-то не ведёт себя в соответствии с этими нашими стереотипами, то наш мир рушится, мы раздражаемся, злимся, бесимся – как ты посмел думать, делать, «трогать святое», значит это болезненные темы для нас. Чем больше у нас стереотипов и чем они сильнее, тем сильнее прописаны они в лобной коре, и тем менее мы способны к творчеству, потому что эта стереотипизация давит на человека. Поэтому первый путь – это путь личностного роста. Надо хотя бы осознать, какие у нас есть стереотипы, и бороться с ними.
– Простое упражнение. Например, я обнаружила, что у меня есть стереотип – «все мужики – козлы». А теперь я должна подумать, как этот стереотип мешает мне найти творческое решение научной проблемы.
– Ты будешь всех возможных сподвижников и оппонентов мужского пола воспринимать «козлами», и работа не пойдет.
– Вот. Правильно. И значит, я могу, что-то упустить. Человек, который выпишет все свои болезненные стереотипы, должен успокоиться, подумать и провести логическую связку – как эти стереотипы нарушают мою творческую активность? Как они мешают мне творить? И неважно где – в варке супа, в танцах, в научном написании диссертации, писании картин… Если работать с этим, могут вскрыться очень интересные связи уже на этом этапе. Когда мы начинаем работать со своими стереотипами, мы становимся более-менее от них свободны. То есть первый шаг для того, чтобы разорвать связи – это найти свои стереотипы и начать с ними работать.
– Второй личностный путь ослабления стереотипов – постараться нашу стереотипную деятельность делать заново, как это делает ребенок. То есть, брать какую-то деятельность, в которой мы уже не думаем, как и что выполняется, и выполнять её так, как будто мы только начали ей учиться. (Надо помнить, что не все стереотипы нам мешают, есть и такие, которые помогают. Они полезны и необходимы для нашей повседневной жизни).
– Возвращаясь к теме. Вот пример – ходьба: ощути заново, как поднимается нога, как соприкасается с поверхностью, как идёт движение. Осознанно выполни каждый шаг. Это тоже работает на снятие сверхконтроля с лобной коры.
– Эти простые упражнения снимают контроль. Не надо это делать в течение всего дня и каждый день. Достаточно раз в два-три дня рассмотреть так какое-то стереотипное действие.
– Обычно говорят «переключить внимание», так? В результате ты перестаешь что-то осознавать обычно и привычно и начинаешь ощущать это по-другому. Связь между лобной и теменной долями рвётся, и теменная начинает работать без контроля?
– В целом, да, правильно. Это долгосрочное влияние, но иногда нам надо «вот сейчас». Лобная доля стоит и не позволяет найти творческое решение. Человек в тупике, во фрустрации. Тогда надо применять простые вещи. Надо отвлечься, повысив активность теменной доли. Что такое теменная доля? В первую очередь – это поток ощущений. Идея выйти и отвлечься, когда мы находимся в тупике – очень хороша, потому что, когда мы начинаем отвлекаться, мы снимаем контроль лобной коры и получаем впечатления для теменной коры.
– Смотреть картины, слушать музыку, просто подвигаться. Задача – насытить теменную кору. Помочь ей насытиться. Любые впечатления – прогулка, лицезрение леса, огня, звёздного неба. Очень хорошо ещё работает техника – переключить внимание. Например – не решается задачка по ядерной физике, возьми и почитай про японскую литературу, то есть полностью переключи внимание. Такая встряска очень помогает. Наша задача – отложить действие и не думать о нем, хотя бы несколько часов, а потом вернуться и посмотреть на него. Очень часто это помогает. Идея такая, способов можно придумать много, если уловить её.
– В продолжении темы: чем мозг высококреативного человека отличается от мозга низкокреативного человека. Эти исследования проводились в нашем институте (институт мозга человека им. Н. П. Бехтеревой) методом ЭЭГ и тут я могу говорить о ритмике, то есть, в каком частотном ритме работает мозг. И там я заметила следующее, конечно, этим нельзя охватить всё, тем не менее:
– При выборке двух типов высококреативных людей (1 группа – актёры (их оценили эксперты-преподаватели, как перспективных и с хорошим потенциалом, они высококреативны в своей области), 2 группа – это были высококреативные люди, не знакомые с актёрской специальностью (оцененные по стандартным тестам)). Задачи были одинаковые. Обе группы показали хороший и примерно равный уровень, но когда мы посмотрели результаты ЭЭГ исследования, оказалось, что этот высокий уровень обеспечивался абсолютно разными механизмами.
– У 2-й группы (высококреативные, не актеры) имелась активация в бета-диапазоне (от 20-30 Герц, он связан с функцией внимания), то есть эти люди обеспечивали свою высокую креативность повышенным вниманием.
– У 1-й группы (высококреативные актеры) была активность в альфа-диапазоне (от 7-13 Герц, в первую очередь он связан с функцией воображения, с образным мышлением), то есть они решают проблемы с помощью воображения).
– Из этого можно сделать вывод, что, делая упражнения на развитие внимания и воображения, мы можем развивать свою креативность. Но только делать их надо ежедневно. Как улучшить воображение – взять какой-то предмет, закрыть глаза и на мысленном экране удержать его. Внимание можно улучшать совсем простыми способами – «найди на картинках отличия».
– Прелесть этих упражнений в их простоте. Ты тренируешь свой мозг и свою креативность, ты становишься более творческим и не нужно делать умный вид и ходить на тренинги, тратить время, платить деньги. Всё можно делать бесплатно и самостоятельно.
Заключительную часть интервью с Марией Старченко ИА «Уральский меридиан» опубликует в следующую субботу 25 марта,
Интервью подготовила Ольга Иванченко
Мария Григорьевна Старченко – кандидат психологических наук, доктор биологических наук, старший научный сотрудник Института мозга человека им. Н. П. Бехтеревой Российской академии наук (ИМЧ РАН), Санкт-Петербург; научный консультант Мемориального кабинета академика Н. П. Бехтеревой в ИМЧ РАН; преподаватель лекционного курса «Психология и педагогика» для театроведов, режиссеров, актеров и аспирантов в Российском государственном институте сценических искусств. Ученица выдающегося нейрофизиолога академика Натальи Петровны Бехтеревой (1924-2008 гг.), работала под ее личным руководством с 1998 по 2008 годы.