Нейрофизиолог Мария Старченко рассказала, из каких детей получаются гении

Выпускница УрГУ (ныне УрФУ) психолог и нейрофизиолог петербургского Института мозга человека Мария Старченко рассказала, из каких детей получаются гении.

Уроженка Екатеринбурга психолог и нейрофизиолог петербургского Института мозга человека им. Н. П. Бехтеревой Мария Старченко рассказала ИА «Уральский меридиан», как определить способности своего ребёнка и развить их. Автор книги «Тайны творческого мозга», доктор биологических наук и кандидат психологических наук объяснила различия между задатками, способностями и одарённостью, талантом и гениальностью, а также рассказала, помогут ли генетические тесты выявить будущего Пушкина «с пелёнок».

Нейрофизиолог Мария Старченко рассказала, из каких детей получаются гении
Мария Старченко / Фото: Вера Яковлева © ИА «Уральский меридиан»

– Если мама с папой творческие, талантливые, креативные – это даёт им  хорошие шансы, что их дети будут талантливыми и креативными?

– С точки зрения генетики – да. Креативность – это общая способность. В Советском Союзе была отлично развита психология способностей. И креативность, в этом плане, ничем не отличается от других способностей.

– «Замес психологии»: наши способности делятся на общие и специальные. Общие (сейчас выделяют две способности): интеллект и креативность.  Специальные – это театральные, литературные, танцевальные, конструкторские, математические, лингвистические и так далее.

– Существует так называемая иерархия способностей. Самый низший уровень – это задатки. Вторая ступень – способность. Третья – одаренность. Потом – талант, а затем – гений. Вот талант и гений, особенно гений – это уже «как сложатся звезды».

– Задатки – это то, что нам даётся генами, геномом, это некоторые анатомо-физиологические особенности нашего организма, нашей нервной системы, которые могут определять успех в определённых областях деятельности (основное слово – могут). С задатками люди рождаются, а вот что с ними будет дальше: разовьются они в способности или потухнут, это уже вопрос воспитания и среды. Но изначально – воспитывать надо из чего-то: у тебя есть семя цветка, ты можешь из него вырастить цветок или не вырастить, но если у тебя нет этого семечка, можно хоть заухаживаться за землёй, цветок не получится, так как не из чего ему появиться. То есть, изначально должны быть задатки, они могут быть хорошими, не очень хорошими, средними – ничего критичного в этом нет. А вот дальше вступает такой фактор, как воспитание или, как любят говорить психологи, – «среда».

– Надо не забывать, что задатки могут угасать, если их не развивать. Есть такие задатки, которые если не развить, угасают навсегда. Есть такие, которые можно реализовать фактически в любом возрасте. С этим надо быть очень аккуратным. Отсюда и появилась идея «раннего воспитания» (хотя я и отношусь к ней с большой осторожностью), её сторонники говорят о том, что надо максимально рано развить все задатки и ничего не растерять.

– Очень интересно для родителей – узнать, как и с помощью чего определить, какие задатки есть у ребёнка. Как узнать по ребёнку, вырастет ли из него будущий Пушкин?

– Это всё очень просто. Сейчас родители побегут сдавать генетические тесты (хотя с моей точки зрения – это чушь полная, но я не генетик). Но ведь это желание не заниматься ребёнком. Сдать анализ и получить какой-то готовый ответ. Однако любой родитель, если он будет внимательно наблюдать, может сделать прогноз про своего ребёнка – понять, какие у него задатки. Всё же очень просто. Вот ребёнок начинает ходить и контактировать с обществом. Его водят на детскую площадку. Понаблюдайте за ним, что ему интересно – бегать, орать, лазить или лепить «куличики». Ребёнок, который лепит «куличи», и ребёнок, который всё время бегает, – это абсолютно разные личности.

– Если ребёнок бегает, лазит везде, возможно, у него есть задатки спортсмена, танцора. Ему нравится двигательная активность, её и надо развивать. А если ребенок сидит в песочнице и лепит «куличики», возможно, у него есть талант к архитектуре или какой-то «ручной» деятельности.

– Все дети занимаются словотворчеством, но кто-то получает от этого особенное удовольствие – сочиняет, рассказывает, все время говорит, поёт. Может это и есть будущий Пушкин.

– Даже на таком этапе уже можно сделать какие-то выводы. Родители дают себе труд попытаться разобраться? Большинство – нет. Как только ребёнок начинает проявлять интерес к гаджетам, он сразу их и получает – на, только не мешай! И уже никаких Пушкиных и Моцартов не будет. Родители поступают, так как им удобно, не прикладывая к развитию ребенка сил. Тут надо определиться – готовы ли родители развивать своих детей?

– Здесь мы возвращаемся к разговору о работе мозга – «волшебной пилюли» не будет?

– Да. Не будет. Это и не нравится людям. Никто не хочет слышать правду. Правда для большинства людей может быть неприятна. Секрет в том, что надо трудиться: работайте, и всё вам будет. Но большинство не хочет этого слышать. Они хотят именно «волшебную пилюлю», которая все решит за них и без их участия. Поэтому шарлатаны всегда были, есть и будут. Неистребима тяга людей к чуду – всё решить, не напрягаясь. Нежелание людей работать и нести за это ответственность. Не бывает чудес.

– Если ребёнок хорош во всём. Что делать?

– Дать ребёнку выбор – записать его во все кружки, куда ему хочется и что ему интересно. А дальше ребёнок сам может начать выбирать, где он остаётся, что ему нравится сильнее всего, остальное отпадет само. Но ребёнка надо слушать и слышать.

– Задатки увидеть легко, надо только смотреть. И очень важно не навязывать ребёнку свое видение мира. Очень часто можно увидеть картину – ребёнок сидит в песочнице и лепит «куличики», а у него мама/папа – спортсмены, и тут начинается – что ты тут сидишь? Иди, побегай!

– Или наоборот – что ты бегаешь всё время с этими мальчишками? Садись, занимайся на пианино (скрипке, домре и так далее). У ребёнка никаких данных и желания, но над ним стоят грозные родители и требуют. То есть, родители навязывают ребёнку свою картину. В результате они ломают ребёнка. Портят его задатки и направляют его совсем не в ту сторону, а туда, куда хочется им. Родители не хотят видеть истинные задатки, которые по каким-то причинам им могут не нравиться, и втюхивают ребёнку свои, часто не реализованные, желания и мечты. И потом удивляются – а почему это дети ничего не хотят… А как? Если то, к чему ты был годен, тебе не дали развить, а навязали то, к чему ты не годен и что ты не хочешь делать, как ты будешь счастлив? Это ведь тоже проблема. Проблема, которая часто проявляется с возрастом.

– Поэтому не нужны генетические паспорта. Просто посмотрите на своего ребенка, всё видно, если внимательно смотреть и давать малышу разумный выбор.

– Меня часто спрашивают – а что делать, когда ребёнок ничем не интересуется? Но ведь так не бывает, к чему-то он тянется, просто вы не видите или не хотите видеть. Всё новое – хорошо забытое старое: дайте ему выбор! Условно: разложите перед ним книжки, краски, шпагаты, мячики и ждите, к чему ребёнок потянется, и начнет взаимодействовать, а вы дальше помогайте. Кто так хочет заниматься детьми? Чаще всего мы слышим – на тебе телефон, смотри мультики и не лезь ко мне. Но ведь ранняя цифровизация убивает мозг, а потом мы удивляемся – почему у нас такие дети? И почему им ничего не хочется и не надо? А что вы (родители) сделали, чтобы было иначе?

– Для чего нужны творчество и креативность в современном обществе, современным людям?

– Занимаясь творчеством, наш мозг начинает интенсивно работать. Физическое состояние нашего организма улучшается. В принципе, мы становимся более сильными. То есть, заниматься творчеством полезно и для физического здоровья. В современном мире преимущества имеют люди сильные и умеющие нестандартно мыслить. В современном шатком мире надо вкладываться в развитие креативности – это поможет нам выжить.

В предыдущих беседах с корреспондентом ИА «Уральский меридиан» Мария Старченко рассказала о феномене креативности, о том, как преодолеть творческий кризис, а также о том, как выпускница Уральского государственного университета (нынешнего УрФУ) стала ученицей выдающегося учёного академика Натальи Бехтеревой.

Интервью подготовила Ольга Иванченко

Мария Григорьевна Старченко – кандидат психологических наук, доктор биологических наук, старший научный сотрудник Института мозга человека им. Н. П. Бехтеревой Российской академии наук (ИМЧ РАН), Санкт-Петербург; научный консультант Мемориального кабинета академика Н. П. Бехтеревой в ИМЧ РАН; преподаватель лекционного курса «Психология и педагогика» для театроведов, режиссеров, актеров и аспирантов в Российском государственном институте сценических искусств. Ученица выдающегося нейрофизиолога академика Натальи Петровны Бехтеревой (1924-2008 гг.), работала под ее личным руководством с 1998 по 2008 годы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вера Яковлева/ автор статьи
Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: