Школьные реалии: бои без правил и закон омерты* для взрослых

В 2018 году наряду с небывалым ранее интересом молодёжи к политической жизни страны вернулась мода на массовые драки, школьные разборки стенка на стенку и убийства…

За первые два месяца учебного года в 2018 году на Урале зафиксировано по меньшей мере 4 случая детской агрессии, из них 1 убийство. Небывалый ранее всплеск агрессии отмечается в Свердловской области. Там в сентябре группа подростков избила инвалида, сломав ему позвоночник. В октябре кровавой разборкой между городами и групповым нападением на школьника-одиночку прославились подростки из Нижнего Тагила. Ещё более шокирующее событие произошло в городе Берёзовском Свердловской области перед началом учебного года в августе. Пятеро подростков забили до смерти 20-летнего инвалида и сняли это на видео.

На фоне федерального центра Югра и Ямал выглядят верхом благополучия, но не всё спокойно в нефтегазовом царстве. Северяне ещё не забыли кровавую разборку школьниц в Лабытнанги, которая произошла 4 апреля 2018 года и взбудоражила весь округ. Позже, уже в сентябре 2018 года воспитанница Тазовского интерната зарезала подругу во время ссоры. Стоит отметить, что в обоих случаях на Ямале больше всего поразила реакция сотрудников образовательных учреждений. Преподаватели даже будто бы удивились, почему эти случаи наделали столько шума. Дети жестоки, они часто решают конфликты кулаками. Зачем же выносить это на обозрение общественности, когда проблему можно решить внутри учебного учреждения.

Но другие взрослые жители Ямала отказываются считать нормой бои без правил между школьниками. Все эти случаи вызвали широкий общественный резонанс. Взрослые задались вопросами: что же стало катализатором всплеска детского насилия? Откуда в детях, выросших в эпоху стабильности, столько первобытной жестокости и жажды крови?

Школьники руководствуются законами стаи. Всё чаще подростки нападают толпой на одного. Фото: gorod.lv

В родительской среде стабильно обвиняют школу и наличие излишнего свободного времени у детей. Психологи придерживаются другого мнения.

«Основная и первостепенная причина детской и подростковой жестокости берет свое начало в семейных и детско-родительских отношениях. Процесс воспитания является основополагающим, даже скорее базовым в поведенческом проявлении жестокого поведения. Так же имеет значение, но скорее уже второстепенного порядка, влияние улицы, телевидения, фильмов, компьютерных игр», – объясняет психолог МБУ «Центра психологической поддержки семьи и молодёжи «Доверие»» Анастасия Абаева.

 

«Ребенок не рождается жестоким, эта черта личности приобретается от воздействия внешней среды. Поэтому, чтобы избежать проявление жестокости у детей и подростков, необходимо задействовать все общественные институты. Начинать необходимо с семьи, как первичной ячейки общества, следует исключить проявление жестокости в семье, по отношению к животным и другим людям. Рассказывать ребёнку с самого детства моральные нормы, учить заботиться, проявлять сопереживание и помогать более слабым. Также дети должны уметь социально приемлемо выплескивать агрессию. Это может быть спорт, различные хобби или же просто душевные беседы с родными и их поддержка. Далее данную работу можно продолжить в детсаду и школе, привлечь кружки и секции, и закончить ВУЗами и коллективами на предприятиях», – советует психолог Анастасия Абаева.

Коуч по вопросам детско-родительских отношений – Галина Новичкова придерживается мнения, что привычка решать проблемы силовыми методами идёт из института насилия в семьях. Дети перенимают привычку реагировать на раздражитель кулаками, потому что не имеют понятия о других методах разрешения конфликта. Потому что в их семьях родители воспитывают детей не через обсуждение проблем, договорённости о допустимом и недопустимом, а через побои. Причём бьют не только ремнём и рукой. В ход идут любые подручные средства. Дети просто не умеют донести до обидчика причину своего недовольства и перевести конфликт в русло конструктивного диалога. Поэтому, пока родители сами не научатся другим воспитательным методам, насилие в школьной среде не изжить.

Особой опасности подвержены дети, которые растут вдали от семей. На севере ЯНАО дети и подростки из числа малочисленных народов Крайнего Севера преимущественно большую часть учебного года проводят вдали от родителей. Такая среда благотворно влияет на развитие разного рода поведенческих отклонений. Особенно если преподаватели и воспитатели не слишком вникают в атмосферу подросткового общества. На мой взгляд наиболее показательный пример – случай с убийством старшеклассницы её же подругой. Обе девочки учились в школе-интернате в посёлке Тазовский.

Все школы-интернаты для КМНС – бюджетные заведения и они ведут довольно закрытую политику в отношении освещения проблемных ситуаций в интернате. Если всё же инциденты выходят за пределы интернатов, то в СМИ стараются не разглашать названия образовательных учреждений. С одной стороны это требование закона о защите детей. С другой стороны благотворная среда для самоуправства.

В целом Ямал всё же считается более благополучным регионом в вопросах уровня подросткового насилия, чем другие регионы УрФО. Отчасти в этом есть заслуга «технологии работы со случаями нарушения прав и законных интересов детей». Эта программа позволяет на ранней стадии определить семью, которая нуждается в помощи специалистов. О пользе технологии говорит статистика за 2017 год:  из 14 проблемных семей 5 решили свои проблемы за 3 месяца. За 3 месяца работы со специалистом, данные семьи смогли разрешить кризисную для них ситуацию.

Многие отцы считают, что мальчик обязан уметь драться. Но ведь для этого не обязательно превращать в грушу своих одноклассников. Основам самообороны учат в секциях. Фото: znakyakosty.com.ua

Однако, специалисты комиссии по делам несовершеннолетних работают с теми случаями, о которых им сообщают. Сколько подростков и детей находятся в кризисной ситуации из-за молчания вокруг них неизвестно. Порой социальную опасность несет и сам ребенок. Например, знали ли родители керченского стрелка о его намерении устроить ремейк расстрела в школе Колумбайн (США, 1999 год)? А если бы родители Владислава Рослякова обратились за помощью к психологу, как только им стало тяжело общаться с сыном, другие студенты Политехнического колледжа в Керчи были бы живы. Для этого не обязательно государству вмешиваться в семью. Достаточно взрослым и детям понять – замалчивать проблемы нельзя. Нужно решать проблему с агрессией школьников и начать со своей семьи.

*Закон омерты – «кодекс чести» у мафии о не сотрудничестве с государством. Иногда употребляется, как синоним заговора молчания.

Источник превью: rus.postimees.ee

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Надежда Адаманцева/ автор статьи

Журналист по образованию и призванию. Мне интересно все и сразу в пределах закона и журналистской этики конечно же. 9 лет жила в Санкт-Петербурге в этом году вернулась в Ноябрьск и теперь заново познаю родной город.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: